Обществознание: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

О содержании требований нового стандарта

Новый стандарт в части регламентации предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в полной мере отвечает запросам настоящего времени.

Так, согласно пункту 40 стандарта, он ориентирован в том числе на применение знаний в реальных жизненных условиях, в то время как действующий стандарт говорит о том, что теоретические знания должны использоваться "для решения типичных задач в области социальных отношений". Налицо существенное изменение целей преподавания обществознания: по окончании 9 класса учащийся будет более ориентирован на реальную жизнь, нежели на теоретические абстракции.

Кроме того, такой степени регламентации результатов освоения программы в части общественно-научных предметов нынешний стандарт не содержит, ограничиваясь лишь шестью пунктами. В противовес этому предлагаемый стандарт раскрывает результаты в семнадцати пунктах, причём содержание их предполагает возможность дальнейшего использования приобретённых знаний при получении среднего общего образования или среднего профессионального образования гуманитарного профиля. В последнем случае учащийся, осваивая программу среднего профессионального образования, сможет самостоятельно решать стоящие перед ним учебные задачи.

Стандарт ориентирует учащихся и на самостоятельно получение знаний в сфере обществознания. В частности, пункт 8 требований к предметным результатам освоения обществознания утверждает, что задачей изучения курса является "овладение приемами поиска социальной информации по заданной теме в различных ее адаптированных источниках (материалы СМИ, учебный текст, фото- и видеоизображения, диаграммы, графики); умение составлять на их основе план, таблицу, схему; соотносить содержание нескольких источников социальной информации". Тем самым при изучении дисциплины закладывается прочный фундамент для дальнейшего самообразования, которое в условиях информатизации играет огромную роль.

В целом стандарт полностью соответствует запросам современного мира, учитывает новейшие тенденции в сфере образования, общественно-политической жизни российского общества.

При этом, однако, стоит отметить, что достижение результатов, предусмотренных пунктами 1, 4, 14 и особенно пунктом 15 (во всяком случае, в правовой сфере) возможно лишь при наличии развитого правосознания, которое, следуя логике стандарта, начинает формироваться в пятом классе. По этой причине считаю целесообразным дополнить стандарт ещё одним курсом - основами права/основами правовых знаний; изучение права во взаимосвязи с обществознанием позволит более успешно и полно воплотить в жизнь требования настоящего стандарта, а также способствовать формированию гражданственности, патриотизма, уважения к своей Родине на прочном юридическом фундаменте.