Обществознание: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
Бронза
Выбор экспертов
Бронза
Выбор сообщества
Бронза
Создатель
Бронза
Доработчик
Бронза
Оценщик
9
Место в проекте
2
идеи
19
доработок
120
Рейтинг

Требования невозможно качественно реализовать в указанном объеме

В требованиях п. 40 указано: "ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях"

Далее в приложении 5, "Предметные результаты освоения третьего года": один из пунктов: приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) экономических функций домохозяйств, источников доходов и расходов семьи, способов накопления и инвестирования сбережений; факторов производства; факторов формирования спроса и предложения; предпринимательской и трудовой деятельности; издержек производителя, способов оплаты и стимулирования труда, разделения труда; защиты права собственности; форм торговли; функций денег; услуг финансовых посредников; экономических целей и функций государства; налогов, доходов и расходов государства..."

Предлагаю составителям требований разработать педагогическую модель урока с расчетом примерного времени на освоение школьником одной измеряемой педагогической педагогической единицы: к примеру: " решение конкретных типовых задач на способы оплаты и стимулирования труда"; придумать игровую ситуацию (в этом смысл деятельностного подхода), в которой средний школьник сможет поупражняться в издержках производителя".

Аналогичный модели должны с расчетом времени на освоение должны быть предложены для каждого блока, что позволит эффективно рассчитывать объемы педагогической нагрузки школьника и учителя. Без таких моделей - стандарт является абстрактным перечнем.


Заложенная требованиями педагогическая модель не позволяет сформировать у школьника системного представления о современном обществе и основных методах его изучения

Критические замечания:

Общие:

1. в требованиях нет четкой педагогической модели, отсутствует единая образовательная стратегия, которая позволила бы достичь заявленных целей (п.40).

2. отсутствие стратегии приводит к предметной и тематической путанице блоков и тем, распределенных по годам обучения неочевидным образом. Как следствие возникает вопрос "о сложности и неподъемности" материала для школьников 6-7 классов.

3. Некоторые требования являются либо не реализуемыми в рамках программы, либо опираются на понятия/концепции, которые принципиально устарели и не используется в современных социальных науках:

По тексту (примеры можно множить):

40. п.17. "овладение приемами взаимодействия с людьми другой культуры..." - школьный курс по обществознанию не обеспечивает навык овладения КОНКРЕТНЫМИ приемами, а это означает, что и проверить сформированность этого навыка невозможно.

41. п.1 (первый год) "характеризовать значение российской культуры для мировой" - значение "чего именно"? для "чего именно"? Что проверяется: умение характеризовать неясное понятие? или реальную группу культурных/исторических объектов, практик, ценностей? По каким критериям отобранную, кем и т.п.

Предложение:

1. пересмотреть тематическое и предметное содержание первого года, с учетом соотнесения обществознания с другими школьными предметами, а именно историей и географией. Это позволит школьникам "расширять и накапливать знаниевый капитал" необходимый для успешной аттестации в рамках ГИА и ЕГЭ (требование приводить примеры из других областей знания).

2. Основными блоками первого года должны стать темы: антропогенез, деятельность, общество и природа, общество и техника, человек и техника, экологические проблемы.

3. Основными блоками второго года должны стать экономика и теория государства, соотнесенные с экономической и политической географией, историей и математикой (требование уметь решать реальные практические задачи: в том числе и экономические).

4. Право,социальные отношения и институты - третий год; мировая политика и международные отношения и институты, Россия в мире, (включая вопросы культуры и наследия), дискуссии об общественном развитии и "будущее человечества" (включая этические и философские вопросы о сущности человека в современном мире) четвертый год. Пересмотреть содержание темы "человек" с учетом актуальной научной, правовой и экономической терминологии.

5. Педагогический принцип, заложенный в моем предложении, позволит эффективнее и качественнее реализовать цели и задачи, сформулированные в п.40 Требований.