Математика: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Краткие комментарии к требованиям нового стандарта по математике. 5 класс

Привожу сокращённый вариант текста, на который есть ссылка в конце страницы: http://www.shevkin.ru/novosti/obsuzhdaem-standart-...

[комментарии к тексту требований приведены в квадратных скобках].

Приложение 7. [Не ясны мотивы отказа составителей документа от нумерации годов обучения по классам. Почему читатель должен переводить фразу «первый год обучения» как «5 класс» и т. д.?]

Предметные результаты освоения первого года обучения учебного предмета «Математика» должны отражать сформированность умений… [Мы умеем измерять отражение сформированности?]

оперировать понятиями: натуральное число [как и чем будет оперировать учащийся, если действия ещё не введены?], квадрат и куб натурального числа [а вот и первые действия, и это не сложение, вычитание и умножение!]; делимость натуральных чисел; выполнять арифметические действия с натуральными числами [упомянутые выше три действия надо бы перечислить, добавить деление и изучать до степени и делимости, добавить числовое выражение и правила порядка действий]; применять при вычислениях переместительный, сочетательный законы (свойства) сложения и умножения, распределительный закон (свойство) умножения относительно сложения [зачем «относительно сложения», если «относительно вычитания» нет? В математике есть только один распределительный закон, «относительно вычитания» — это его следствие, оно несложно доказывается]; сравнивать [обычно сравнивают числа до арифметических операций с ними (исключение — комплексные числа… не 5-9 классы). Как вычитать, не зная, где меньшее, а где большее число?], округлять натуральные числа; осуществлять прикидку и проверку результатов вычислений;

оперировать понятиями: доли, части, дробные числа, обыкновенная дробь; правильная и неправильная дробь, смешанное число; выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, сравнивать числа;

оперировать понятиями: десятичная дробь, целая и дробная часть десятичной дроби, процент; выполнять сложение и вычитание десятичных дробей; округлять десятичные дроби;

[До этого начали (не закончили) изучать натуральные числа, а мы прочитали про какие числа — про дробные и смешанные. Нет мы уже начали изучать положительные рациональные числа и нуль. Об этом ни слова! Изучаются разные способы записи упомянутых чисел — в виде обыкновенной и десятичной дроби, в связи с этим смешанные числа лучше называть смешанными дробями. Теперь вопросы: почему сравнение дробей после сложения и вычитания? Почему нет сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями? Почему нет умножения и деления дробей — то есть нет завершения начатого изучения обыкновенных дробей — первого изучаемого способа записи рациональных чисел? Зачем, не достроив знание про один способ записи, начинать изучение другого? Это повышает усвоение материала и укрепляет единое общеобразовательное пространство? Уточните, пожалуйста, как именно? Проценты вполне потерпели бы до 6 класса. Некоторые любят простые задачи на проценты решать при помощи пропорций — я это не одобряю, но пропорции в 6 классе.]

оперировать понятиями: деление с остатком, делимость, делитель, кратное; использовать признаки делимости на 2, 3, 5, 9 и 10 при решении задач;

[Ну вот, составители забыли, что про слагаемые и другие компоненты действий они ничего не писали… почему бы не вернуться к первым трём действиям? да и деление «в столбик» незачем отрывать от деления натуральных чисел нацело, да ещё уносить за тему «Обыкновенные дроби». Владеть понятием «деление в столбик» — это как? Уметь делить в столбик, уметь записать результат деления с неполным частным и остатком? — нет конкретики, зато этот вопрос ещё раз дублируется в 6 классе. Зачем? Что значит «использовать признаки делимости»? Знать не надо? Можно каждый раз спрашивать Марию Ивановну, маму, папу, «гуглить» в Интернете? Неплохо бы добавить и свойства делимости, с помощью которых только и можно обосновать признаки.]

оперировать понятием: столбчатая диаграмма… [Начинать надо с более понятной круговой диаграммы. У детей есть её наглядный образ — круглый торт, разделённый на части прямыми разрезами из центра круга. Столбчатая диаграмма должна идти после того, она предвосхищает появление графиков зависимостей в системе координат. Это ближе к 6 классу. Окружность и круг в перечислении ниже есть. Что мешает? Отсутствие градусной меры? Так дайте в 5 классе.]

решать сюжетные задачи на все арифметические действия, интерпретировать полученные результаты; решать задачи следующих типов: на нахождение части числа и числа по его части; на соотношение между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; данные бытовых приборов учёта расхода электроэнергии, воды, газа) [убрать бытовые приборы учёта … разве там не цена, количество, стоимость?];

[Общепринятое название в отечественной методике математики — текстовые задачи (в них связи между известными и неизвестными величинами переданы в тексте, посвящённому какому-либо сюжету). Почему бы не дополнить список типовых задач, решаемых арифметическими способами: задачами на части, на нахождение двух чисел по их сумме и разности, на движение по реке? Почему бы в конце изучения дробей не добавить задачи на совместную работу.]

изображать изучаемые фигуры от руки… выполнять измерение длин, расстояний, … [Чем же измерение длин отличается от измерения расстояний? Это не одно и то же? Отрезки изучили и научились измерять, угол тоже был, почему бы не дать виды углов, измерение углов, транспортир, зачем материал разрывать на два класса?]

выполнять измерение площади фигуры на клетчатой бумаге… вычислять объем и площадь поверхности куба, объем прямоугольного параллелепипеда. [Почему бы не вычислять объем и площадь поверхности куба и прямоугольного параллелепипеда?]

1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны