Информатика: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Добавить навыки использования графических калькуляторов, внедрить языки программирования Basic, Lua, Micro Python, уйти от навязывания идеи, что программирование возможно только на компьютерах

Российское преподавание информатики ведется с позиции, что программировать можно только на компьютере. В требованиях ФГОС по информатике ни разу не упоминаются другие современные технические средства для программирования, в частности, калькуляторы, поэтому создается мнение, что альтернатив не существует. Между тем, в школах США и других стран школьники с начальных классов изучают основы программирования при помощи графических калькуляторов. На программируемые модели установлены языки программирования Basic, Lua, Micro Python, освоить которые легче, чем прописанные в ФГОС Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++. Все необходимое программное обеспечение уже установлено на калькулятор, нет необходимости покупать дополнительное ПО (которое зачастую стоит больше, чем калькулятор).

Программирование на графическом калькуляторе имеет и другие преимущества. Во-первых, устройство полностью автономно и мобильно, школьники могут выполнять домашние задания, даже если дома у них нет персонального компьютера или нужного программного обеспечения. Во-вторых, у калькуляторов нет выхода в Интернет, можно отключить некоторые функции в режиме «экзамена»: это упрощает проведение зачетов. Все необходимое программное обеспечение уже установлено на устройство. Калькуляторы оптимально подходят для программирования математических моделей различной сложности и объединения знаний разных дисциплин. Графические калькуляторы успешно интегрируются с датчиками и образовательными роботами, что открывает широкие возможности их использования на уроках роботехники.

Графические калькуляторы успешнее, чем компьютеры, справляются со многими задачами в рамках курса программирования. В частности, модели с CAS (компьютерной алгебраической системой) отлично подходят для решения задач с помощью математического моделирования, задач для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов, прописанные в ФГОС. Использование графических калькуляторов — первый шаг на пути освоения STEM-профессий, наиболее востребованных и высокооплачиваемых сейчас и в ближайшем будущем.

Мы предлагаем внести изменения в следующие пункты ФГОС:

«П. 40.5. Информатика:

5) овладение умениями записи несложного алгоритма обработки данных на изучаемом языке программирования (из перечня: Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++, Basic, Lua, Micro Python), отладки и выполнения полученной программы в используемой среде программирования;

6) сформированность представлений о компьютерах и другой современной вычислительной технике (графических калькуляторах) как устройствах обработки информации; о назначении основных компонентов компьютера и графического калькулятора; об истории и тенденциях развития информационных технологий, в том числе мировых информационных сетей;

9) овладение информационным моделированием как ключевым методом приобретения знаний: сформированность умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей: таблицы, схемы, графики, диаграммы – с использованием соответствующих программных средств обработки данных на компьютерах и иной вычислительной технике».

Приложение 8 «Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Информатика», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию»:

Предметные результаты освоения второго года обучения учебного предмета «Информатика» должны отражать сформированность умений:

создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++, Basic, Lua, Micro Python), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений».

составлять, выполнять вручную и на компьютере и с помощью другой современной вычислительной техники (графических калькуляторов) несложные алгоритмы с использованием циклов, ветвлений и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертежник;

Предметные результаты освоения третьего года обучения учебного предмета «Информатика» должны отражать сформированность умений:

составлять программы решения простых задач обработки одномерных числовых пассивов на одном из языков программирования (Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++, Basic, Lua, Micro Python);

создавать и применять формулы для расчетов с использованием встроенных функций (суммирование, счет, среднее арифметическое, счет если, суммирование если, максимальное и минимальное значение), абсолютной, относительной, смешанной адресации с использованием компьютеров и другой современной вычислительной техники (графических калькуляторов);

использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов на компьютерах и другой современной вычислительной технике (графические калькуляторы);

использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей на компьютерах и другой современной вычислительной технике (графические калькуляторы)».

1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны