Физика: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
119 предложений
Показывать

Исходя из опыта работы

Исходя из опыта работы в 7-9 классах, делаю вывод о загруженности программого материала в 9 классе, нехватки времени на решение задач. Хотелось бы глубокого, а не поверхностного изучения материала, а поэтому мечталось бы перенести тему Электромагнитые явления из 8 класса в 9 класс, объединив с существующии вопросами темы:поле, ЭМИ, силы в магнитном поле. Исключить тему Конденсатор и колебательный контур вообще. В 8 классе углубить за счет этих часов оптику, тепловые явления и сняв нагрузку по оптике с 9 классов. Первое полугодие 9 класса полностью отдать на механику, предусмотрев большее количество времени на решение задач. Обратить внимание на убогость учебника 9 класса.


О проектной работе

Проектной и исследовательской работой не могут заниматься все без исключения. Это особая категория людей. Однако нагружают всех без исключения, т.к. это теперь чуть ли не основное направление ФГОС. По каждому предмету. Как правило отдуваются самые ответственные и те, которые в принципе могут работать в этом направлении. Учеба у этих детей страдает, т.к. за один год им приходится готовить не один проект, а это серьезная, большая работа, требующая много временных затрат и человеческих усилий. Не все же могут быть учеными или изобретателями!Проектно-исследовательская деятельность - дело хорошее, но НЕ ДЛЯ ВСЕХ. Эта деятельность должна быть исключительно внеурочной для интересующейся группы детей (как робототехника, например) и отдельно хорошо оплачиваемой для руководителя проекта. Перестать требовать от учителей обязательное участие в этих проектах. Дети без конца потом выступают на различных бесконечных конференциях, а должны учиться!!!!

Что необходимо изменить в требованиях

В проекте не учитывается дифференциация степени освоения обучающимися понятий, сформированности умений для базового , продвинутого и высокого уровней. Программа второго и третьего года обучения перенасыщена.Не учтены возрастные особенности обучающихся.Например, изучение явления ЭМИ, ставит целью рассмотрение понятия переменного тока, соответственно магнитного потока и т.д., правило Ленца, что в 8 классе учениками будет осваиваться крайне сложно, как и формирование понятий действия магнитного поля на проводник с током и соответственно сила Ампера, а действие магнитного поля на заряженную частицу, и сила Лоренца вообще отсутствует в курсе ООО. Согласна с коллегами, которые предлагают перенести изучение данных тем на третий год обучения.

Высокий риск не достичь заявленных целей по качеству образования

Обеспечение качества под угрозой: перечислено много, но без опоры на возрастные особенности и без учета количества часов, отведенных на изучение предмета.

1. Магнитное поле, электромагнитная индукция плохо усваиваются 8-классниками, учитель выполняет колоссальную работу по изучению этой темы в 9-х классах, следовательно и изучать это надо именно на третьем году изучения, а из второго года исключить полностью. Кроме того, изучение данных тем оставить на качественном уровне: без формул для силы Ампера, силы Лоренца, магнитного потока и, как следствие, исключить подобные задачи на уроках и в ОГЭ - экзамен и без того очень перегружен материалом. Оставить количественную часть по теме "электромагнитная индукция" на изучение в 11 классе.

2. Неоправданно добавление в программу изучения предмета закона Бернулли, подъемной силы крыла самолета, капиллярных явлений, поверхностных и капиллярных явлений в природе, дрейф магнитных полюсов, полярное сияние - требует много времени для изучения, задачи сложны и непонятны цели внедрения данных тем. За счет чего это изучать и зачем? Факультативно - пожалуйста! Но не в обязательном порядке.

3. На второй год обучения на освободившееся время (с учетом исключения тем, обозначенных в п.1) вставить изучение геометрической оптики (без упоминания о волновой природе и скорости распространения в различных средах), линзы, построение изображения в линзах, формулу тонкой линзы, исключив их соответственно из 11 класса. Геометрических знаний учащихся 8 класса вполне достаточно для освоения этих тем при условии, что на математике к этому времени будут изучены функции синуса и косинуса.

4. Построение и анализ графиков различных зависимостей дело хорошее, но на решение задач нет времени, где взять время на анализ графиков? Либо это будет изучено плохо, либо нужно увеличение часов, т.к. таких графиков по каждой теме много, не говоря о механическом движении.

5. Исключить из предметных результатов первого года механическую энергию и закон сохранения механической энергии - дается в конце года "под занавес" и не усваивается детьми, а если вводить раньше с решением задач (так как есть математическая формулировка), то опять-таки расширение программы за счет каких часов? В начале 8 класса приходится снова вводить понятие механической энергии и закона сохранения, так как требуется логический переход к изучению тепловых явлений - так и оставить тогда эту тему именно в начале 8 класса, а окончание первого года потратить на систематизацию полученных знаний, на которую никогда нет времени.

6. Первый год обучения: "в описании исследования выделять проверяемое предположение, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам" - это слишком высокое требование для первого года обучения, дай Бог они научатся только проводить опыты согласно инструкции, понимать что от них требуется, научатся правильно пользоваться оборудованием, правильно составлять отчет о лабораторной работе, видеть причинно-следственные связи, по которым требуется формулировать вывод. Считаю, что данную формулировку нужно удалить из предметных результатов ПЕРВОГО года обучения. Её можно вставить на второй год.

7. Нецелесообразно добавлены в первый год изучения предмета такие лабораторные работы, как " исследование зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела и силы упругости от удлинения пружины" - эти работы по смыслу хорошо вписываются в 9 класс (при условии наличия соответствующего оборудования), тем более при проведении этих экспериментов большие погрешности и прямо-пропорциональная зависимость не проглядывается в ходе эксперимента и объяснить почему так в 7 классе сложно и опять же это минимум два дополнительных часа - где их взять?

8. Второй год обучения. Характеризовать понятие "масса молекулы" - какими словами учащиеся должны это сделать?

9. Добавить в предметные результаты знание единиц измерения системы СИ и правила перевода единиц из одной системы в другую.

Также хотелось бы привести справочный материал и задачи в соответствие с современными данными (я имею в виду скорость и иные характеристики, например, автомобиля Москвич или оставить, но с исторической справкой), а также должно быть соответствие изучаемого материала по математике и возможностью применения этих знаний при решении физических задач. На сегодняшний момент математический материал не согласован, математического аппарата учащимся не хватает, особенно не придается в математике теме выражения неизвестной величины из формулы в буквенном выражении столь необходимого навыка при решении задач.

Считаю, что лабораторную работу из ОГЭ нужно убрать, так как цена оборудования слишком завышена (бюджетные деньги лучше направить на ремонт школ или строительство новых, на компьютеризацию), а качество очень низкое (по сравнению с советским оборудованием, которое хоть и устарело зато до сих пор работает!, а на новое оборудование даже дышать боязно: дунь-плюнь - оно и развалится), а вместо нее практическое задание по типу того как из предложенного набора приборов и материалов измерить необходимую величину, т.е. составить пошаговую инструкцию.

В связи с вышеизложенным предлагаю отправить данный проект на доработку, а после доработки опубликовать с возможностью обсуждения доработанного варианта и открыть имена авторов стандарта, плюс возможность обратной связи, чтоб на страничке авторов звучали ответы на поставленные вопросы в обсуждении, иначе получается разговор слепого с глухим.

Построение курса физики (8-9 классы)

Для предметов естественнонаучного цикла необходимо согласование в изучении смежных тем (строение атома, электролиз и т.п.). Изучение магнитных явлений можно исключить из курса 8 класса и перенести в курс 9 класса, тем самым совместив изучение магнитных и электромагнитных явлений. В 8 классе освободится время для более подробного изучения законов геометрической оптики. В курсе 9 класса уменьшить количество часов на изучение астрономии поскольку она будет изучаться отдельным курсом в 10-11 классах. В целом количество учебных часов на изучение физики в 9 классе увеличить до 3 часов. Также в 9 классе необходимо больше времени уделить лабораторному практикуму.

Главный риск - проблемы с оснащением

Прежде чем говорить о внесении изменений в стандарт, необходимо решить до сих пор нерешённые проблемы. Во многих школах сейчас острой является проблема оснащения лабораторным и демонстрационным оборудованием. Лабораторное оборудование либо устаревшее, либо новое, но в недостаточном количестве. Лишь малое количество образовательных организаций могут похвастаться стопроцентным (или почти стопроцентным) оснащением лабораторным оборудованием для фронтальных работ. К тому же, кроме лабораторного оборудования для фронтальных работ, необходимо демонстрационное оборудование. Физика – это наука о природе и природных явлениях. Невозможно продемонстрировать все физические законы на пальцах или на установках из подручных материалов.

ТРЕБОВАНИЕ К РАЗРАБОТЧИКАМ СТАНДАРТА:

  1. ВЕРНУТЬ ПРОЕКТ ФГОС ООО НА ДОРАБОТКУ;
  2. ОБЪЕДИНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ из п. 18 и 25 Общих положений ФГОС И В ЯВНОМ ВИДЕ УКАЗАТЬ В СТАНДАРТЕ СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ МИНИМАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА;
  3. ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЕ В СОСТАВ И СТРУКТУРУ ПЕРЕЧНЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ, С УЧЕТОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЭКСПЕРТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ (17 предметных областей);
  4. ДОПОЛНИТЬ ФГОС ООО ДАННЫМИ О МИНИМАЛЬНОМ ОБЪЕМЕ КОЛИЧЕСТВЕ ЧАСОВ ИЗУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАЖДОГО ПРЕДМЕТА ИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА;
  5. ПОСЛЕ ДОРАБОТКИ ФГОС ООО ПРЕДОСТАВИТЬ НОВУЮ ВЕРСИЮ СООБЩЕСТВУ ЭКСПЕРТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАЯВЛЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИ ИМЕЮЩЕМСЯ БАЛАНСЕ ВРЕМЕНИ НА ИЗУЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА!

Обязательно подтвердите своё требование в разделе ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

https://www.preobra.ru/improject-5691

БАЗИС ОПРЕДЕЛЯЕТ НАДСТРОЙКУ

Основная идея состоит в том, чтобы обеспечить каждый кабинет физики должным образом - хорошая лабораторное оборудование, современная доска, быстрый интернет, увлекательные учебники и задачники, принтеры + сканеры и др. Кабинет физики должен стать центром естественно-научного развития обучающихся, интегрирующегося вокруг себя межпредметную деятельность (информатика, химия, биология, география). Тогда появится возможность для изменения учебной программы: 7 класс - движение (1 уровень), взаимодействие тел, гидростатика, энергия и работа (статика?); 8 класс - строение вещества (+атомная физика), тепловые явления, электрические явления (без магнетизма), оптика (1 уровень); 9 класс - кинематика, динамика, законы сохранения, магнитные явления, колебания и волны, оптика (2 уровень). Также можно изменить систему оценок обучающихся (урочная + внеурочная + внешкольная оценки = ОЦЕНКА). И можно изменить количество часов (базовая 2 ч + межпредметная 1ч + внеурочная 1ч). Большие школы (больше 500 обучающихся) соответственно должны иметь 2 и более кабинетов физики.

РИСКИ ЕСТЬ

Модернизация образовательной системы должна быть постепенной, осознанной и корректируемой (обратная связь). Сначала должны быть найдены причины, потом возможные варианты действий, потом апробированы и выбраны наиболее эффективные действия, потом внедрены в практику с учетом обратной связи. Пока идет основное движение сверху, большая часть учителей остается в позиции ожидания: что скажут, то и будет. Поэтому риски остаются традиционными: молчание большинства не означает согласия (индифферентность), необходимость изменений понятен - непонятно действие (что надо конкретно делать?), низкий уровень материально-технического (лабораторное оборудование) и информационно-методического (книги, рабочие тетради, УМК, программное обеспечение) обеспечения, слабое межпредметное взаимодействие (как одно из направлений принципа метапредметности и единства мира).

ИЗМЕНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Условия реализации ООО должны обеспечивать возможность "развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальных практик, включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, практическую подготовку, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении". Оценка деятельности обучающихся не должна ограничиваться только оценками урочной деятельности, должны быть добавлены баллы за участие в мероприятиях (олимпиады, конференции и др.), баллы за социальную практику (общественно-полезную техническую разработку или деятельность , бизнес-проекты, социальные проекты с применением технических устройств и др.), баллы за помощь учителю или ведение физического кружка.