Физика: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
До конца проекта осталось
3
дня
23
часа
3
минуты
89 предложений
Показывать

"овладение умениями проводить прямые измерения с использованием измерительных приборов"

«овладение умениями проводить прямые измерения с использованием измерительных приборов (аналоговых и цифровых) при понимании неизбежности погрешностей любых измерений»
Все требования к предметным результатам освоения программы предполагают экспериментальную деятельность обучающихся, а лабораторное оборудование отсутствует. Не пора ли задуматься над обеспечением кабинетов физики, химии, биологии, географии учебным оборудованием. Необходимо, чтобы обучающиеся все делали руками, не смотрели видео лабораторных работ.

Решение задач

7-8 классы мало часов на решение задач, увеличить часы в 7-8-х классах

Добавить графические калькуляторы как средство для решения задач, анализа данных, построения графиков в рамках уроков физики для всех годов обучения

Графические калькуляторы оптимально подходят для решения задач на уроках физики. Благодаря их использованию ученики на уроках смогут решать больше задач, при этом будут исключены вычислительные ошибки. Зачастую именно на «математическую» часть решения задач по физике ученики тратят львиную долю времени, что является нецелесообразным в рамках этой дисциплины. С графическими калькуляторами школьники смогут не только успеть выполнить больше заданий, но и решить задачи более высокого уровня.

Современные устройства позволяют выводить результаты в виде таблиц и графиков, выполнять детальный анализ информации, что делает обучение более наглядным и интересным для школьников. Есть возможность подключения к датчикам, чтобы ставить опыты и сразу же обрабатывать результаты. Калькуляторы содержат большую библиотеку физических констант и таблиц, поэтому ученикам не придется раздавать дополнительные материалы (таблицы Брадиса и т.п.). Все программное обеспечение, необходимое для выполнения расчетов на уроках физики, уже установлено на устройство, образовательным учреждениям не придется тратить дополнительные средства на ПО (как в случае с компьютерами, для которых софт обойдется дороже, чем стоит калькулятор). У современных калькуляторов есть режим экзамена, который отключает часть функций устройства для проведения объективного оценивания знаний учащихся.

Еще одно решение, которое бы существенно упростило проведение опытов на уроках физики, химии, биологии, роботехники, — мобильные лаборатории. Они представляют собой наборы датчиков, котроллеров, индикаторов, которые можно связать в единую сеть и подключить к графическим калькуляторам для обработки результатов. Мобильные лаборатории универсальны: их можно использовать для демонстрации опытов по всем естественнонаучным предметам. Данные опытом передаются на графические калькуляторы учащихся — они смогут вернуться к ним дома для анализа и решения задач.

На данный момент в ФГОС на уроках физики рекомендовано использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), однако графические калькуляторы не относятся к ИКТ. Мы считаем, что калькуляторы необходимо прописать в ФГОС как средство для поиска, анализа, структурирования информации и решения задач. Для этого необходимо изменить следующие пункты ФГОС:

«40.7. Физика:

5) овладение основами методов научного познания: наблюдение физических явлений, проведение опытов и простых экспериментальных исследований (с учетом соблюдения правил безопасного труда); представление результатов наблюдений или измерений с помощью таблиц и графиков, выявление на этой основе эмпирических зависимостей, в том числе с использованием компьютеров и графических калькуляторов;

8) формирование умения решать учебно-практические задачи, выявляя в описываемых процессах причинно-следственные связи, рассчитывать значение физических величин и оценивать полученный результат при помощи современных вычислительных технологий (графических калькуляторов);

11) приобретение опыта поиска, преобразования и представления информации физического содержания с использованием информационно-коммуникативных технологий и современных вычислительных технологий».

Приложение 9 «Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Физика»:

«Предметные результаты освоения первого года обучения учебного предмета «Физика» должны отражать сформированность умений:

решать расчетные задачи в 1–2 действия по одной из тем курса физики, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчеты, в том числе с использованием графических калькуляторов;

проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела; силы трения скольжения от силы нормального давления, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от удлинения пружины; выталкивающей силы от объёма погруженной части тела и от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело; условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков): участвовать в планировании исследования, собирать установку, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования, в том числе с использованием мобильных лабораторий и графических калькуляторов;

проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и твердого тела; сила трения скольжения; давление воздуха; выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело; работа силы трения на заданном пути; коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение величины при помощи мобильных лабораторий и графических калькуляторов».

«Предметные результаты освоения второго года обучения учебного предмета «Физика» должны отражать сформированность умений:

решать расчетные задачи в 2–3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины, выполняя расчеты при помощи графических калькуляторов: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выбирать законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;

проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, протекающего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков с использованием графических калькуляторов, делать выводы по результатам исследования;

проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока) с использованием графических калькуляторов: планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины».

«Предметные результаты освоения третьего года обучения учебного предмета «Физика» должны отражать сформированность умений:

решать расчетные задачи (опирающиеся на систему из 2–3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины, выполняя расчеты при помощи графических калькуляторов: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выбирать законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины;

проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой величины; обосновывать выбор способа измерения/измерительного прибора, анализировать полученные данные при помощи графических калькуляторов;

проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости; периода колебаний математического маятника от длины нити; угла отражения света от угла падения, угла преломления от угла падения светового луча): самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков с помощью графических калькуляторов, делать выводы по результатам исследования;

проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жесткость пружины, коэффициент трения скольжения, механическая работа и мощность, частота и период колебаний математического и пружинного маятников, фокусное расстояние собирающей линзы, радиоактивный фон) при помощи мобильных лабораторий и графических калькуляторов: планировать измерения; собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции; вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной погрешности измерений».

Количество часов

Считаю необходимым увеличить количество часов в 7-9 классах до 3-х в неделю. Т.к. 2-х часов не хватает для отработки темы, особенно для решения задач.

Структура программы.

Моя мечта, чтобы вернули ту программу, которая была при СССР. Дети всё понимали, всё соответствовало возрасту ребёнка. Не надо добавлять лишнего, всё равно не успеем пройти. Очень много стало проводится незапланированных проверочных работ.

Требования. Аттестация учащихся.

Предлагаю исключить из ОГЭ практическое задание, так оборудование в школах разное ( в некоторых школах его практически нет). При проверке этого задания возникают большие разногласия.

Перевозки на детей и учителей на расстояния от 20 до 50 км. Здесь не до сдачи экзаменов. Дорога изматывает. Это касается сельской местности

Структура программы.

В 7 - 8 классах структура вполне приемлема, но всю МЕХАНИКУ надо бы перенести в 9 класс, т.к. в 9 классе ожидается 3 часа.

Для реализации курса физики необходимо...

На первом и втором году обучения должно быть соответствие программ по математике и химии. В 7 классе рассмотрение графиков зависимости величин от времени - это для них сложновато.

Количество часов и объём информации.

В настоящее время усвоить программу сложно из-за сокращения количества часов и огромного объема информации. Темы 11 класса перенесли в 9-й, такие как ТРАНСФОРМАТОР, ДЕТЕКТОРНЫЙ ПРИЁМНИК, ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА и т.д. Если всё вернуть на круги своя в 9 кл. - 3 часа, 10 и 11 кл. - по 4 часа, то всё бы успели.

какие требования необходимо добавить.

Считаю необходимым добавить материалы по астрономии, лабораторные работы по астрономии, так как в билетах ЕГЭ по физике появились вопросы по астрономии.

Такие требования можно предъявлять только при достаточно хорошей материальной базе оборудования.

Оборудование есть, но хватает не на всех детей. Стараемся хотя бы демонстрационно с одним набором оборудования , но выполнить практические работы. Динамометр проживают свою жизнь не долго, а заменить на новые проблематично.

Несогласованность программ по математике и физике

Зачастую задачи по некоторым темам решать на уроках физики довольно проблематично, так как у обучающихся нет необходимых математических умений (обучающиеся не успели пройти ту или иную тему по математике)

Нехватка и отсутствие лабораторного оборудования

Нет оборудования для проведения лабораторных работ.

Согласовать программы математики и физики

Не всегда удаётся решать задачи по физике, так как не хватает знаний математических приёмов у учащихся

Единый УМК.

Единый УМК: учебники, дидактический материал, сборники задач с типовыми заданиями, включенными в ВПР и ОГЭ, рабочая тетрадь, электронное приложение и единую рабочую программу. Единая форма контроля позволит проводить сравнительный анализ на любом этапе обучения для достоверной оценки качества обучения. Обучающиеся смогут беспрепятственно переходить из одной школы в другую или при переезде на новое место жительства.

В требованиях к результатам первого года обучения

Построение графиков зависимостей физических величин (координаты от времени, пути от времени и т.д.), анализ графиков и нахождение физических величин по графикам.

В требованиях к результатам первого года обучения

Понимание различия между скалярными и векторными величинами, действий с векторными величинами

Необходимо изменить

Согласна с коллегами "Некоторая информация учебника морально устарела. В учебнике 7 кл. в таблице скоростей данные автомобиля Волга." Данный транспорт устарел. В таблицах встречаются неактуальные величины, необходимо привести содержание материала в соответствие с учебниками математики. Ученикам не хватает математических знаний для решения задач по физике. И учителю физики приходится объяснять математические понятия, рассматривать свойства.

Аттестация

Необходимо пересмотреть форму итоговой аттестации учащихся 9. 11 классов. При современной процедуре учащихся и учителей перевозят за 50 км на пункты проведения ЕГЭ и ОГЭ. Дети вынуждены приходить на 1,5 часа раньше начало экзамена, 3-4 часа находятся на экзамене и больше часа едут назад, без обеда. При наличии камер в аудиториях я считаю не необходимости перевозить детей и учителей организаторов. Сколько сжигается бензина. у детей затрачивается большее время на дорогу. Я считаю ЕГЭ и ОГЭ не проверка знаний выпускников, а лотерейный билет: Кому больше повезет?

Требования

Предлагаю исключить из ОГЭ практическое задание, так оборудование в школах разное ( в некоторых школах его практически нет).При проверке этого задания возникают большие разногласия.