Физика: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Высокий риск не достичь заявленных целей по качеству образования

Обеспечение качества под угрозой: перечислено много, но без опоры на возрастные особенности и без учета количества часов, отведенных на изучение предмета.

1. Магнитное поле, электромагнитная индукция плохо усваиваются 8-классниками, учитель выполняет колоссальную работу по изучению этой темы в 9-х классах, следовательно и изучать это надо именно на третьем году изучения, а из второго года исключить полностью. Кроме того, изучение данных тем оставить на качественном уровне: без формул для силы Ампера, силы Лоренца, магнитного потока и, как следствие, исключить подобные задачи на уроках и в ОГЭ - экзамен и без того очень перегружен материалом. Оставить количественную часть по теме "электромагнитная индукция" на изучение в 11 классе.

2. Неоправданно добавление в программу изучения предмета закона Бернулли, подъемной силы крыла самолета, капиллярных явлений, поверхностных и капиллярных явлений в природе, дрейф магнитных полюсов, полярное сияние - требует много времени для изучения, задачи сложны и непонятны цели внедрения данных тем. За счет чего это изучать и зачем? Факультативно - пожалуйста! Но не в обязательном порядке.

3. На второй год обучения на освободившееся время (с учетом исключения тем, обозначенных в п.1) вставить изучение геометрической оптики (без упоминания о волновой природе и скорости распространения в различных средах), линзы, построение изображения в линзах, формулу тонкой линзы, исключив их соответственно из 11 класса. Геометрических знаний учащихся 8 класса вполне достаточно для освоения этих тем при условии, что на математике к этому времени будут изучены функции синуса и косинуса.

4. Построение и анализ графиков различных зависимостей дело хорошее, но на решение задач нет времени, где взять время на анализ графиков? Либо это будет изучено плохо, либо нужно увеличение часов, т.к. таких графиков по каждой теме много, не говоря о механическом движении.

5. Исключить из предметных результатов первого года механическую энергию и закон сохранения механической энергии - дается в конце года "под занавес" и не усваивается детьми, а если вводить раньше с решением задач (так как есть математическая формулировка), то опять-таки расширение программы за счет каких часов? В начале 8 класса приходится снова вводить понятие механической энергии и закона сохранения, так как требуется логический переход к изучению тепловых явлений - так и оставить тогда эту тему именно в начале 8 класса, а окончание первого года потратить на систематизацию полученных знаний, на которую никогда нет времени.

6. Первый год обучения: "в описании исследования выделять проверяемое предположение, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам" - это слишком высокое требование для первого года обучения, дай Бог они научатся только проводить опыты согласно инструкции, понимать что от них требуется, научатся правильно пользоваться оборудованием, правильно составлять отчет о лабораторной работе, видеть причинно-следственные связи, по которым требуется формулировать вывод. Считаю, что данную формулировку нужно удалить из предметных результатов ПЕРВОГО года обучения. Её можно вставить на второй год.

7. Нецелесообразно добавлены в первый год изучения предмета такие лабораторные работы, как " исследование зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела и силы упругости от удлинения пружины" - эти работы по смыслу хорошо вписываются в 9 класс (при условии наличия соответствующего оборудования), тем более при проведении этих экспериментов большие погрешности и прямо-пропорциональная зависимость не проглядывается в ходе эксперимента и объяснить почему так в 7 классе сложно и опять же это минимум два дополнительных часа - где их взять?

8. Второй год обучения. Характеризовать понятие "масса молекулы" - какими словами учащиеся должны это сделать?

9. Добавить в предметные результаты знание единиц измерения системы СИ и правила перевода единиц из одной системы в другую.

Также хотелось бы привести справочный материал и задачи в соответствие с современными данными (я имею в виду скорость и иные характеристики, например, автомобиля Москвич или оставить, но с исторической справкой), а также должно быть соответствие изучаемого материала по математике и возможностью применения этих знаний при решении физических задач. На сегодняшний момент математический материал не согласован, математического аппарата учащимся не хватает, особенно не придается в математике теме выражения неизвестной величины из формулы в буквенном выражении столь необходимого навыка при решении задач.

Считаю, что лабораторную работу из ОГЭ нужно убрать, так как цена оборудования слишком завышена (бюджетные деньги лучше направить на ремонт школ или строительство новых, на компьютеризацию), а качество очень низкое (по сравнению с советским оборудованием, которое хоть и устарело зато до сих пор работает!, а на новое оборудование даже дышать боязно: дунь-плюнь - оно и развалится), а вместо нее практическое задание по типу того как из предложенного набора приборов и материалов измерить необходимую величину, т.е. составить пошаговую инструкцию.

В связи с вышеизложенным предлагаю отправить данный проект на доработку, а после доработки опубликовать с возможностью обсуждения доработанного варианта и открыть имена авторов стандарта, плюс возможность обратной связи, чтоб на страничке авторов звучали ответы на поставленные вопросы в обсуждении, иначе получается разговор слепого с глухим.