Биология: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
До конца проекта осталось
3
дня
23
часа
2
минуты
160 предложений
Показывать

да

Задания ОГЭ не всегда соответствуют школьной программе

необходим один единый УМК,на основе которого будут составлять банк заданий для ОГЭ,все должно быть в учебнике, тогда ученики не будут нуждаться массово в репетиторах

Внедрить использование графических калькуляторов на уроках биологии, сделать акцент на связи знаний биологии и математики, физики, химии

Современная система преподавания биологии сосредоточена на теории. Между тем, решение задач как один из приемов обучения способствует лучшему усвоению и закреплению информации и получению навыков использования ее на практике. В ведущих станах мира преподавание биологии неотрывно связано с другими естественными и точными науками: физикой, химией, математикой. Включение в программу математических задач с биологическим содержанием — способ сформировать у учащихся осознанное восприятие основных понятий биологии и развить мыслительные способности.

Мы предлагаем расширить программу изучения биологии за счет внедрения большего количества задач на пересечении биологии, математики, физики и химии, а также активно использовать на уроках биологии графические калькуляторы как средство выполнения расчетов, анализа и группировки данных, построения графиков и таблиц.

Графические калькуляторы также станут незаменимым инструментом при проведении опытов с использованием современных мобильных лабораторий. С их помощью можно снимать показания и сразу же анализировать их либо сохранять для последующей домашней работы.

Мы предлагаем изменить следующие пункты ФГОС по биологии:

«40.7. Биология:

6) сформированность умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять причинно-следственные связи, проводить качественные и количественные расчеты с использованием графических калькуляторов, делать выводы на основании полученных результатов;

10) сформированность умения интегрировать биологические знания со знаниями из других учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания) для понимания роли биологии как компонента общечеловеческой культуры, решать задачи на пересечении биологии, физики, химии, математики с использованием графических калькуляторов».

Приложение 10. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Биология», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию»:

«Предметные результаты освоения первого года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

показывать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, истории, литературе, основам религиозных культур и светской этики, математике, в том числе за счет решения задач с использованием графических калькуляторов;

выполнять практические (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные (правила работы с микроскопом; знакомство с различными способами измерения живых объектов) работы;

использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета, графические калькуляторы».

«Предметные результаты освоения второго года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории и графических калькуляторов».

Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории и графических калькуляторов».

«Предметные результаты освоения четвертого года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению животных, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории и графических калькуляторов;

демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, истории, литературе, математике, физике, химии; создавать собственные письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела и сопровождая выступление презентацией; решать задачи на пересечении биологии, физики, химии, математики с использованием графических калькуляторов».

«Предметные результаты освоения пятого года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории и графических калькуляторов;

показывать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями по физике, химии, географии, ОБЖ, физической культуре, математике, истории; решать задачи на пересечении биологии, физики, химии, математики с использованием графических калькуляторов».

​ Новая программа отвечает всем требованиям

Новая программа отвечает всем требованиям, четко указаны темы для обучения в каждом году обучения. Не возникнет проблем у ребят при смене места жительства по несовпадению программ.

Большое количество лабораторных работ по ботанике

Убрать некоторые лабораторные работы в 6 классе

недостаточное количество часов на изучение ботаники и зоологии

увеличить количество часов на изучение раздела "Растения"

Указанные в стандарте требования не способствуют построению биологической картины мира и мешают пониманию целостности биологии.

В документе указывается «понимать биологические процессы». Это понимание достигается постепенно и совершенно невозможно без опоры на знания о базовых физических и химических процессах, лежащих в основе процессов. Указанное на первом году: «питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение» либо будет профанацией, учитывая отведённое время, либо требует гораздо большего времени для освоения.

Каждое из указанных понятий можно и должно строить на конкретном материале животных, растений и так далее, а не вываливать на пятиклассника как данность и считать, что он «понял».

Соответственно, упаковка курса в стандартные «ботаника, зоология, анатомия» делают изучение биологии перечислением живых существ и «штучек»-органов в этих существах. Никакого понимания принципов устройства живого таким образом не может сформироваться.

По-настоящему изучить биологию в таком случае удастся лишь единицам, которые справились бы и без школы.

А большая часть тех детей, которые обучаются по стандарту так и будут думать, что растения нужны, чтобы их есть, ГМО - это зло, а СПИДа не бывает, зато он лечится гомеопатией и отварами.

Новый стандарт гораздо лучше было бы построить как систему, выстраивающую понимание детьми строения и функций биологических объектов и причин, по которым они так устроены, а не на старых и уже неверных принципах систематики, устаревшей ещё в в 40х годах 20 века

Для того чтобы выполнить данные требования, прежде всего необходимо школы снабдить всеми необходимыми приборами и инструментами

  • Цитата из требований:"выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению животных, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории" Для того чтобы выполнить данные требования, прежде всего необходимо школы снабдить всеми необходимыми приборами и инструментами

Риск многолетнего застревания на абсолютно отсталом по содержанию традиционном подходе к преподаванию биологии в школе

Разбивка материала по годам обучения автоматически отсекает развитие новых подходов к обучению биологии, в том числе тех, которые уже апробированы и доказали свою эффективность.<p> Требования к метапредметным результатам (например, работа с биологическими моделями) противоречит требованиям, разбивающим биологический материал на ботанику, зоологию и т.п., и ТЕМ БОЛЕЕ, задающим ОПРЕДЕЛЕННУЮ последовательность их изучения в школе. Функционально растения сложнее животных и изучать фотосинтез до того, как сформировать понимание дыхания, значит обрекать учеников на ПОЛНОЕ НЕПОНИМАНИЕ биологии.<br></p>

Разбивка материала по годам вредна и мешает нормальному обучению

Требования по годам обучения должны отражать не характер материала (2 год ботаника, 3 - зоология и тп.), а возрастающий уровень понимания биологических вопросов

Увеличение часов на изучение курса "Биология" 5-7 класс

Требования к освоению предметных результатов прописаны для линейного курса "Биология". Но выполнить все становится практически невозможным, если учитывать, что в 5, 6, 7 классах биология изучается 1 час в неделю. Необходимо учитывать региональные особенности, например отмена занятия по погодным условиям, учителя и обучающиеся могут уйти на больничный. В итоге на изучение предмета остается крайне мало часов. Кроме того, при изучении ботаники, зоологии, анатомии, необходимо включение региональных особенностей а для этого также требуются дополнительные часы.

Единым требованиям - единые учебник и программа

Линейная программа по биологии более понятна и логична для большинства обучающихся. Материал общей биологии сложен и освоить его в 9 классе способны далеко не все ученики. К тому же, нельзя забывать об общей нагрузке девятиклассников и подготовке их к ОГЭ. Считаю, чтобы реализовать современные требования необходимо создать учебники и программу по биологии единые для России. Думаю, что это повысит качество выполнения ВПР и ОГЭ по биологии.

Добавить часы на БОТАНИКУ и ЗООЛОГИЮ

Необходимо добавить часы на систематику в ботанике; в зоологии на изучение Хордовых животных. А так же сделать общую программу для всех школ по изучению предмета "БИОЛОГИЯ".


увеличить количество часов на изучение раздела "Растения"

увеличить количество часов на изучение раздела "Растения"

единый УМК по биологии

единый УМК по биологии

Возможность изучения предмета по концентрической схеме

В «Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Биология»» необходимо добавить возможность изучения материала по концентрической схеме. В 5 классе - «Ведение в биологию», 6 класс – « Жизнедеятельность организмов» + добавить ботанику, 7 класс – «Животные», 8 класс – «Человек», 9 класс – «Общая биология» , 10-11 классы – «Общая биология». Многие ребята продолжают обучение после 9 класса в СПО, считаю необходимым всем иметь возможность получить знания по общей биологии в школе, а не заканчивать разделом «Человек». Для подготовки к ОГЭ по биологии также необходимы знания по общей биологии.

Добавить часы на изучение биологии в 6 классе.

Желательно добавить часы на изучение раздела " Растения" , упор на систематику, экологические группы, охрана растений. Особое внимание уделить практическому применению получаемых знаний. Хочется добавить, что большинство школьников не знают как называются деревья, кустарники..., которые их окружают. Больше практики.

Концентрическая программа в основной школе

Считаю, что концентрическая программа (несмотря на то, что многие считают, что поверхностна) включает в себя разнообразный материал, лучше позволяет подготовить к ОГЭ, особенно курс общей биологии в 9 классе, изучая который можно повторить изученное в 5-8 классах. Я за концентрический курс!

  • 5 класс Вводный курс
  • 6 класс Курс изучения растений
  • 7 класс Курс изучения животных
  • 8 класс Курс «Человек и его здоровье»
  • 9 класс Курс изучения общих биологических закономерностей

нет необходимости на первом году обучения показывать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по основам религиозных культур и светской этики

На первом году обучения дается представление о биологических объектах, с описанием по плану, с примерами.Не вижу связи со знаниями по сновам религиозных культур и светской этики.

Необходимо установить последовательность модулей и количество часов общее для всех школ..

Необходимо установить последовательность модулей, установить количество часов на изучение этих модулей единое для всех школ, так как в противном случае ученики, переехавшие из одной школы в другую в течение года, рискуют оказаться в непростой ситуации, когда часть курса изучена дважды, а другая часть окажется вовсе не изучена.