Биология: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
227 предложений
Показывать

Фамилии ученых

Избыточен перечень фамилий ученых, чьи заслуги надо в обязательном порядке помнить. Зубрежка имен и совершенных открытий не добавляет понимания сути биологических явлений, зато отвращает от предмета, делая его скучным (особенно с точки зрения 5-7-классников)

Первый год обучения. Связь биологии с другими областями знаний.

В проекте: "показывать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, истории, литературе, основам религиозных культур и светской этики, математике; " Интересно, что вложили разработчики проекта в этот пункт по религиозным культурам и светской этике? Чему я должна буду учить?

5 год обучения.

в проекте сказано уметь "владеть приемами оказания первой помощи человеку при отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и обморожениях;" . Предлагаю добавить "солнечных ударах"

Цифровые лаборатории

в 7 классе обучающиеся должны: "выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;". Если цифровых лабораторий в школе нет, то это требование ставит учителя в рамки невыполнения ФГОСов.

Биология 5 класс В.А. Самкова, Д.И.Рокотова

Материал учебника биологии 5 класса не соответствует требованиям ВПР

Концентрический курс

Полный переход на линейный курс преподавания приведет к тому, что у обучающихся на момент окончания основной школы будет сформировано представление о биологии как о науке в большей степени описательной. Соответственно школьники, выбирающие естественно-научный биологический профиль в 10-11 классах столкнутся с проблемой, что биология - это не только иллюстрации и рассказы о живых организмах и человеке, а еще и система терминов, теорий, законов и закономерностей, сложная для восприятия. Не будет ли это стрессовой ситуацией для старшеклассников и отторжением желания науку биологию изучать? Подобная ситуация уже была в 90-х при введении профильного обучения.

Те же, кто выберет среднее профессиональное образование, не связанное с биологией, могут вообще остаться с очень призрачным представлением о генетике, экологии, эволюции.

Пятый год обучения должен подводить первичные итоги и давать обобщение всему курсу 5-8 классов, т.е. стоит все-таки оставить общую биологию в 9-м классе.. Тогда учащиеся будут понимать насколько они готовы дальше углублять свои знания по этому предмету, и хотят ли связать свою профессиональную деятельность с биологией.

Не стоит думать, что нынешние девятиклассники не в состоянии освоить курс общей биологии. Во-первых, они на год старше тех, кто учился в конце девяностых, в большинстве им уже 16 лет. Во-вторых, информация об открытиях и новых технологиях генной инженерии, биотехнологии, медицинской генетики, палеонтологии, и других биологических наук широко представлена в лентах новостей и СМИ, и 15-16-ление должны эту информацию правильно воспринимать хотя бы с позиции своего профессионального самоопределения. В-третьих, генетика, цитология, эволюция, антропогенез, эмбриогенез - разделы, поддерживающие интерес к биологии, мотивирующие на изучение науки всех школьников, а не только олимпиадников. В - четвертых, общая биология в 9-м классе обеспечивает своеобразную пропедевтику для углубленного и базового курсов в старшей школе, многие понятия им понятны и знакомы.

Формирование естественно-научной грамотности школьников без концентрической модели невозможно.


Что необходимо изменить в требованиях?

необходимо оборудовать школы и снабдить всеми необходимыми приборами и инструментами,увеличить количество часов в 5-7 кл. на преподавание биологии.

Изменение количества часов по биологии

В 5, 6 ,7 классах не хватает 1 часа в неделю для реализации требований. Лабораторные работы не могут быть выполнены в соответсьвии со стандартами.

Какие требования необходимо добавить?

Примерные направления проектной деятельности на каждом этапе изучения биологии.

Каковы риски реализации требований?

Задания ВПР по биологии в 5 классе не соответствуют тем темам, которые изучаются. Многие задания даны по темам, которые рассматриваются в 6 и 7 классах.

Отвечают ли требования запросам современного мира?

В основном требования отвечают современным запросам

Линейная и концентрическая системы построения курса

1. Предметные результаты освоения сформулированы довольно полно, отражают современное видение содержания образования. Однако, Стандарт предусматривает завершение изучения учебного предмета «Биология» (пятый год изучения) курсом анатомии и физиологии человека. Получается, что необходимо всем переходить на линейную систему изучения учебного предмета «Биология»? Или всё же будет сохраняться право выбора у учителя? Ведь концентрическая система, которая предусматривает завершение изучения учебного предмета «Биология» курсом общей биологии, удобна тем, что она позволяет учащимся постепенно готовиться к ОГЭ по предмету (пока вопросы по общей биологии в экзаменационных материалах присутствуют). В 9 классе ученик уже вполне осознанно воспринимает эту информацию, нежели, чем разбросать её по отдельным годам с 5 по 9 классам. В 5 и 6 классах вопросы общей биологии учащимися не воспринимаются никак, приходится в 9 классе заниматься их повторением или изучением с нуля. Кроме того, после изучения концентрического курса, затем в 10-11 классе легче воспринимается материал по общей биологии. Да и времени на изучение базового уровня по общей биологии в 10-11 классе очень мало.

2. Для того, чтобы указанные в Стандарте предметные результаты были достигнуты в полном объеме, необходимо увеличить количество часов на изучение учебного предмета «Биология» в 6 и 7 классах до 2-х часов по каждому курсу, так как одновременно на качественное освоение теоретического материала и на выполнение лабораторных и практических работ, одного часа в неделю не хватает.

Приложение 10. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Биология», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию

Предметные результаты освоения пятого года изучения учебного предмета «Биология» предполагают изучение курса по анатомии и физиологии человека. Считаю целесообразным изучение раздела общей биологии на последней ступени основного общего образования.

Четкие стандарты

  • Необходимы четкие стандарты в каждой предметной линии, сокращение количества УМК и количества печатных документов, которые часто нужны только для «галочки».

Уход за домашними животными

Считаю целесообразным исключить из требуемых результатов овладение приемами выращивания и ухода за домашними животными. Как можно это сделать, где искать этих домашних животных. Они разные. Да и в 7 классе 1 час. То ли признаки животных изучать, то ли искать самих животных...

Увеличить часы для 5-7 классы

так как за 30 минут, как галопом по Европе получается. Всё сжали, а именно первые годы обучения учащимся хочется больше времени уделять практическим занятиям. По 2 часа как минимум было достаточно

необходимое условие для проведения практических и лабораторных работ

Многие учителя помнят время когда в школе были лаборанты. Не возможно научить 5-6 классников предмету, одновременно раздавая предметные, покровные стеклышки, помогая настраивать микроскоп и т.п.

религия и биология

В первый год нужно обосновать связь биологии с основами религиозной культуры. Это как вообще возможно? Зачем заставлять детей это делать?

соответствие содержания курса итоговой аттестации

Хочется обратить внимание, на задания ОГЭ и ВПР они очень часто не соответствуют изученному материалу. Поэтому необходимо единство УМК.

линейная система

Уважаемые разработчики проекта ФГОС по биологии, считаю, что все новое, это хорошо забытое старое. Ботаника - 5-6 класс, зоология 6-7 класс, человек - 8 класс и общая биология - 9. Далее в 10 - 11 в профильных классах (новый ФГОС) углубленная биология.