Биология: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Внедрить использование графических калькуляторов на уроках биологии, сделать акцент на связи знаний биологии и математики, физики, химии

Современная система преподавания биологии сосредоточена на теории. Между тем, решение задач как один из приемов обучения способствует лучшему усвоению и закреплению информации и получению навыков использования ее на практике. В ведущих станах мира преподавание биологии неотрывно связано с другими естественными и точными науками: физикой, химией, математикой. Включение в программу математических задач с биологическим содержанием — способ сформировать у учащихся осознанное восприятие основных понятий биологии и развить мыслительные способности.

Мы предлагаем расширить программу изучения биологии за счет внедрения большего количества задач на пересечении биологии, математики, физики и химии, а также активно использовать на уроках биологии графические калькуляторы как средство выполнения расчетов, анализа и группировки данных, построения графиков и таблиц.

Графические калькуляторы также станут незаменимым инструментом при проведении опытов с использованием современных мобильных лабораторий. С их помощью можно снимать показания и сразу же анализировать их либо сохранять для последующей домашней работы.

Мы предлагаем изменить следующие пункты ФГОС по биологии:

«40.7. Биология:

6) сформированность умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять причинно-следственные связи, проводить качественные и количественные расчеты с использованием графических калькуляторов, делать выводы на основании полученных результатов;

10) сформированность умения интегрировать биологические знания со знаниями из других учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания) для понимания роли биологии как компонента общечеловеческой культуры, решать задачи на пересечении биологии, физики, химии, математики с использованием графических калькуляторов».

Приложение 10. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Биология», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию»:

«Предметные результаты освоения первого года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

показывать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, истории, литературе, основам религиозных культур и светской этики, математике, в том числе за счет решения задач с использованием графических калькуляторов;

выполнять практические (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные (правила работы с микроскопом; знакомство с различными способами измерения живых объектов) работы;

использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета, графические калькуляторы».

«Предметные результаты освоения второго года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории и графических калькуляторов».

Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории и графических калькуляторов».

«Предметные результаты освоения четвертого года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению животных, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории и графических калькуляторов;

демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, истории, литературе, математике, физике, химии; создавать собственные письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела и сопровождая выступление презентацией; решать задачи на пересечении биологии, физики, химии, математики с использованием графических калькуляторов».

«Предметные результаты освоения пятого года изучения учебного предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:

выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории и графических калькуляторов;

показывать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями по физике, химии, географии, ОБЖ, физической культуре, математике, истории; решать задачи на пересечении биологии, физики, химии, математики с использованием графических калькуляторов».