Биология: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Концентрический курс

Полный переход на линейный курс преподавания приведет к тому, что у обучающихся на момент окончания основной школы будет сформировано представление о биологии как о науке в большей степени описательной. Соответственно школьники, выбирающие естественно-научный биологический профиль в 10-11 классах столкнутся с проблемой, что биология - это не только иллюстрации и рассказы о живых организмах и человеке, а еще и система терминов, теорий, законов и закономерностей, сложная для восприятия. Не будет ли это стрессовой ситуацией для старшеклассников и отторжением желания науку биологию изучать? Подобная ситуация уже была в 90-х при введении профильного обучения.

Те же, кто выберет среднее профессиональное образование, не связанное с биологией, могут вообще остаться с очень призрачным представлением о генетике, экологии, эволюции.

Пятый год обучения должен подводить первичные итоги и давать обобщение всему курсу 5-8 классов, т.е. стоит все-таки оставить общую биологию в 9-м классе.. Тогда учащиеся будут понимать насколько они готовы дальше углублять свои знания по этому предмету, и хотят ли связать свою профессиональную деятельность с биологией.

Не стоит думать, что нынешние девятиклассники не в состоянии освоить курс общей биологии. Во-первых, они на год старше тех, кто учился в конце девяностых, в большинстве им уже 16 лет. Во-вторых, информация об открытиях и новых технологиях генной инженерии, биотехнологии, медицинской генетики, палеонтологии, и других биологических наук широко представлена в лентах новостей и СМИ, и 15-16-ление должны эту информацию правильно воспринимать хотя бы с позиции своего профессионального самоопределения. В-третьих, генетика, цитология, эволюция, антропогенез, эмбриогенез - разделы, поддерживающие интерес к биологии, мотивирующие на изучение науки всех школьников, а не только олимпиадников. В - четвертых, общая биология в 9-м классе обеспечивает своеобразную пропедевтику для углубленного и базового курсов в старшей школе, многие понятия им понятны и знакомы.

Формирование естественно-научной грамотности школьников без концентрической модели невозможно.