Основы безопасности жизнедеятельности: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по модулям без привязки к годам обучения.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
155 предложений
Показывать

Террор.

Необходимо знать: 1) действия при обнаружении подозрительного предмета, похожего на самодельное взрывное устройство; 2) действия при угрозе теракта по телефону; 3) действия при захвате в заложники. И знать основные термины.

Уровни террористической опасности.

Прошу не забыть про уровни террористической опасности "синий", "желтый", "красный".

Сделать отдельным модулем РСЧС.

РСЧС – это сокращенное название «Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Необходимо знать, что такое режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации. Можно добавить структуру РСЧС для наглядности.

Недостаточное учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Мы можем продуктивно спорить над каждой формулировкой каждого из разделов. Сокрушаться о недостаточном количестве часов и отсутствии актуальных тем. Но наши самые смелые инициативы разобьются о суровую правду жизни, когда речь зайдет о материально-техническом обеспечении курса. «Владение навыками» или «сформированность умений» будут складываться из просмотров фильмов (например, по строевой подготовке или спасению утопающих на водах)? Выполним практическое задание по оказанию первой помощи из разряда «вставь в текст пропущенные слова»? О чем мы можем рассуждать, если с учебниками такие проблемы возникают? Вспомним новый загадочный ФПУ. Школе успевать бы новые комплекты учебников покупать.

Реализация «Требований к предметным результатам освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» подразумевает наличие и использование качественных учебно-методических пособий и материально-технического оснащения курса. А для большинства российских школ это представляет серьезное затруднение, преодолеть которое не получится по причине отсутствия денежных средств.

К сожалению, дать продуманную и осуществимую рекомендацию для разрешения этой проблемы я не могу.

Мероприятия гражданской обороны.

Необходимо добавить в программу подготовки информацию об основных мероприятиях гражданской обороны, таких как первоочередные мероприятия первой очереди, первоочередные мероприятия второй очереди, первоочередные мероприятия третьей очереди. И расписать всё по порядку. Включить основные понятия: штаб го, начальник го, начальник штаба го, члены штаба го, звенья го, пункты го, эвакуационная комиссия и т.д.

Пожарную безопасность сделать отдельным модулем!!!

Обязательно, все без исключения должны знать: порядок действия при пожаре, отличать углекислотный огнетушитель от порошкового знать особенности использования средств первичного пожаротушения и требований техники безопасности при их использовании. Знать что такое пожарный гидрант, пожарный кран, пожарный рукав и как они выглядят, и для каких целях и кем применяются. Должна быть практическая отработка применения огнетушителей, дети не должны боятся взять в руки огнетушитель. Необходимо знать и уметь как пользоваться ГДЗК( самоспасатель) и знать для чего он нужен и в каких случаях применяется. В местах с массовым пребыванием ( более 50 чел.) необходимо уточнить где находятся запасные эвакуационные пути, посмотрев на план эвакуации.

Раздел по ОБЖ не соответствует Концепции и должен быть переработан

Предложенный к обсуждению проект ФГОС противоречит требованиям Концепции преподавания предмета ОБЖ (далее – Концепция), которая была утверждена Министерством просвещения Российской Федерации 25 декабря 2018 г. и четко определила направления развития предмета. Разработчики ФГОС обязаны не только учитывать положения Концепции, но и брать их за основу.

Положение проекта о том, что "Образовательные организации вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности", приведет к результату, который мы наблюдаем и в настоящее время, - удалению предмета ОБЖ, как самостоятельного, из учебного процесса и распределению его часов между "предпочтительными" дисциплинами. Это ПРЯМО противоречит утвержденной Концепции.

Не отражен алгоритм действий в случае исчезновения человека

Ни в одном из модулей не выделена данная тема. Между тем в мегаполисе да и не только это распространенная ситуация. Соответсвенно и анализ причин приводящих к этому может остаться без внимания и мифы (наподобие 3х суток до обращения в полицию) так и останутся в обиходе

Нужна более подробная детализация требований по криминальной безопасности по образцу физики и математики до перечня конкретных задач, знаний и умений

1. Социальные и криминальные опасности

Быть бдительным при передвижении по улицам, станциям, местности.

Не создавать себе помехи при передвижении: наушники, капюшон, телефон.

Быть бдительным при общении с незнакомцами на улице, в общественных местах, дома, во дворе, на даче, когда стучат в дверь или обращаются с просьбой. Избегать неправильных действий и опасных последствий.

Четко вызывать полицию, пожарную команду, скорую помощь, спасателей; звать на помощь соседей, родителей, друзей. Знать способы оповещения.

Различать криминальные опасности в школе, на рынке, в экономике. Знать признаки обмана, вербовки в секту, меры противодействия. Уметь говорить нет.

Предвидеть опасные ситуации в лифтах, подъездах, подвалах, чердаках и реагировать на признаки возможных посягательств. Быстрее уходить из опасного места, защищать себя, не вступая в конфликт

При явной угрозе уметь привлекать внимание, звать на помощь, убегать; защищаться с помощью подручных средств, царапаться, кусаться, кричать.

Предвидеть опасности большой толпы и уходить от них в безопасное место. Уметь передвигаться в плотной толпе. Вставать, будучи сбитым с ног

Знать основы самообороны и болевые точки агрессора.

Бережно относиться к любому имуществу, не трогать чужое, не способствовать хищениям и иным преступлениям (знать о мерах наказания).

Понимать опасность бесхозных предметов, сообщать о них окружающим и в полицию. Знать признаки взрывных устройств в транспорте и иных местах.

Знать о возможных трудностях и опасностях в семье, в дружбе и любви. Относиться к ним с пониманием и терпением. Верить в свои силы.

Понимать ошибки ранней любви, неизбежность ссор и разочарований. Не давать запугивать себя, громко и настойчиво пресекать попытки трогать свое тело, снимать белье, запугивать. Уметь обращаться за помощью.

Неправильно определены роль и рейтинг ОБЖ, его место среди других предметов

В стандарте должны быть более полно отражены законы по национальной безопасности и соответствующие обязательства школы перед учениками и родителями. Только полное соответствие предмета требованиям Стратегии национальной безопасности РФ и Законов РФ помогут достичь общественного и педагогического консенсуса, позволят поднять реальное качество образования.

ОБЖ как предмет, имеющий оборонное и общенационально значение для обеспечения Конституционных прав и свобод, не может быть на последнем месте в тексте ФГОС. Это вытекает их приоритетов посланий Президента, закрепленных в Законодательстве. Только по предметным требованиям ОБЖ изданы десятки законов. Никакой школьный предмет (кроме права) не может сравниться с таким обилием правового регулирования изучаемых тем. Это важный аргумент для размещения предмета ОБЖ в иерархии ФГОС ближе к праву и обществознанию, и значительно выше пения, рисования и физкультуры, которая есть часть ЗОЖ и ОБЖ, а не наоборот. Нужно восстановить нормальную логику сути предмета, а не смотреть на количество часов. Часы привести в соответствие с актуальностью тематики.