Основы безопасности жизнедеятельности: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по модулям без привязки к годам обучения.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
До конца проекта осталось
3
дня
22
часа
57
минут
112 предложений
Показывать

Предложения

Текст проекта

Предложение

Приложение 16. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию

Дополнить:Приложение 16. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию

Добавить Модуль «Безопасное использование информационных ресурсов в социальных сетях».

Обоснование:

Обучающийся с несформированной системой психологической защиты и отсутствием жизненного опыта является уязвимым для информационно-психологического воздействия социальных сетей. Низкий уровень информационной компетентности обучающегося способствует влиянию на него интернет-опасностей, вовлечению в асоциальные и криминальные группировки.

Модуль «Безопасность в повседневной жизнедеятельности»

Предметные результаты изучения модуля «Безопасность в повседневной жизнедеятельности» учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать сформированность умений:

Внести дополнительный абзац:

Дополнить:Модуль «Безопасность в повседневной жизнедеятельности»

Предметные результаты изучения модуля «Безопасность в повседневной жизнедеятельности» учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать сформированность умений:

Внести дополнительный абзац:

- безопасно вести себя на объектах железнодорожного транспорта;

Модуль «Безопасность в повседневной жизнедеятельности»

Предметные результаты изучения модуля «Безопасность в повседневной жизнедеятельности» учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать сформированность умений:

-безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера в квартире;

-безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера в подъезде;

-безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера в лифте;

-безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера на улице;

- безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера в общественном транспорте;

Дополнить: добавить предлог в

Модуль «Безопасность в повседневной жизнедеятельности»

Предметные результаты изучения модуля «Безопасность в повседневной жизнедеятельности» учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать сформированность умений:

-безопасно вести себя в ситуациях криминогенного характера в квартире;

-безопасно вести себя в ситуациях криминогенного характера в подъезде;

-безопасно вести себя в ситуациях криминогенного характера в лифте;

-безопасно вести себя в ситуациях криминогенного характера на улице;

- безопасно вести себя в ситуациях криминогенного характера в общественном транспорте;

Отвечают ли требованиям запросам современного мира?

Да

изменить

в Модуль «Основы противодействия экстремизму, терроризму и

наркотизму» добавить необходимость противодействия молодежным криминальным субкультурам

не отвечают. разорвана система и преемственность обучения. НУЖНО ОБЖ с 5-9 класс по часу в каждом классе

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ПРЕДМЕТАМ!! ОБРАЩАЮСЬ К ВАМ ОТ ИМЕНИ МНОЖЕСТВА МОИХ ДРУЗЕЙ И КОЛЛЕГ - УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ.

Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
в 2017 г -преждевременно ушли из жизни от внешних причин смерти - 152 ТЫСЯЧИ ЧЕЛОВЕК. И ТАК - ЕЖЕГОДНО.
(см. на сайте Росстата в разделе 4.19. СМЕРТНОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ КЛАССАМ ПРИЧИН СМЕРТИ http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_13/IssWWW.exe/Stg/d...

часть из них - дети. От вас зависит эта статистика. и будущие смерти россиян - могут лечь на ВАШУ СОВЕСТЬ.

ВСЕ ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ СМЕРТИ можно было предотвратить!!!!!! "Кирпич ни с того, ни с сего на голову не падает!" , С таким отношением к ОБЖ как сейчас, растет поколение, безответственно относящееся к безопасности как личной, так и национальной/ глобальной. новые варвары карауловы и керченские стрелки растут, а система профилактики в лице ОБЖ не включена на полную мощность.

Нужно обновлять содержание и дать часы В КАЖДОМ КЛАССЕ.

+ системно по всей стране ГОТОВИТЬ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ - специалистов, которые ЭТО ВСЕ БУДУТ ФОРМИРОВАТЬ.

фраза "Образовательные организации вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности" противоречит Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в п.4. которого говорится, что «...при разработке федеральных государственных образовательных стандартов ... и примерных основных образовательных программ ... ОБЕСПЕЧИТЬ получение подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

ЕСЛИ РАЗРЕШИТЬ образовательным организациям самостоятельно определять количество часов - ОНО БУДЕТ МИНИМАЛЬНЫМ (как сейчас), то:

1) ФГОС НЕ ОБЕСПЕЧИТ требуемого УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ.

2) НЕ БУДЕТ единого образовательного пространства в области безопасности личности, общества и государства (см. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ от 22 сентября 2004 г. № 955-IV ГД). ТАМ ЖЕ - в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов общего образования предусмотреть ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ учебной нагрузки по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", рассчитанной на учащихся всех возрастных категорий.


С уважением, Гафнер Василий Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент по кафедре безопасности жизнедеятельности,

эксперт Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по направлению подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки»,

Академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, ассоциированной с Департаментом Общественной Информации ООН и ЭКОСОС.

В целом отвечают

Спасибо разработчикам проекта, за интерактивную связь ученых-теоретиков с учителями-практиками. Учесть все предложения учителей, наверняка невозможно, но, что-то из высказанного, явно заинтересует авторов проекта. Поддерживаю мысль о том, чтобы глубже раскрыть тему кибертерроризма, как наиболее реальную угрозу современному обществу.

Проект ФГОС противоречит требованиям Концепции преподавания предмета ОБЖ

1. Предложенный к обсуждению проект ФГОС противоречит требованиям Концепции преподавания предмета ОБЖ (далее – Концепция), которая была утверждена Министерством просвещения Российской Федерации 25 декабря 2018 г. и четко определила направления развития предмета. Разработчики ФГОС обязаны не только учитывать положения Концепции, но и брать их за основу.

Во-первых, Концепция на уровне основного общего образования четко определила набор «обязательных тематических линий», которые фактически являются структурным стандартом предмета ОБЖ: «безопасность во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникациях, при воздействии рисков культурной среды), здоровый образ жизни, первая помощь пострадавшим, основы комплексной безопасности населения Российской Федерации». Авторы ФГОС почему-то предлагают другой набор модулей. Это нарушает требования, определенные Министерством просвещения Российской Федерации, и является серьезным упущением.

Во-вторых, Концепция предполагает внедрение единой структурно-логической схемы изучения тематических линий (модулей) и их систематизацию в известной парадигме безопасной жизнедеятельности. Данное требование Концепции разработчиками также не выполнено. Например, предметная линия «Здоровый образ жизни» должна раскрываться в следующей последовательности: «значение для человека здорового образа жизни → правила здорового образа жизни и их соблюдение → экологическая безопасность». В предложенном для обсуждения варианте ФГОС перечень умений, которые должны быть сформированы при освоении подобного модуля: «составлять индивидуальную модель здорового образа жизни» и «характеризовать влияние вредных привычек на здоровье человека», не отражают представленную в Концепции структуру тематической линии.

Разработчикам необходимо внести изменения в проект ФГОС и привести его в соответствие с требованиями Концепции.

2. Отказ от распределения содержания предмета ОБЖ по частям образовательной программы, каждая из которых соответствует году изучения предмета в рамках основной образовательной программы основного общего образования, заявленный разработчиками ФГОС как достоинство, на самом деле является серьезной ошибкой, которая нивелирует все усилия по разработке единого подхода к преподаванию предмета ОБЖ. Конечно, модульный принцип распределения содержания предполагает гибкость освоения основной образовательной программы, но без детализации предметных результатов по годам изучения, совершенно не обеспечивает логику изучения предмета и системный подход к разработке траектории изучения программы с учетом последовательного, поэтапного наращивания учебной нагрузки.

Данный подход, предложенный разработчиками в приложении 16 к ФГОС, противоречит п. 5 Стандарта, который в представленном для обсуждения виде не может быть положен в основу деятельности «работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом …» и «авторов (разработчиков) учебных изданий, учебно-методических пособий …».

Руководствуясь одним модульным принципом распределения содержания предмета ОБЖ, каждая школа разработает свой набор предметных результатов по годам изучения, что может лишить обучающихся при переводе из одной образовательной организации в другую равенства доступа к образованию, гарантированного Конституцией Российской Федерации. Авторы ФГОС, отказавшись от структурирования предметных результатов по годам изучения, фактически «размыли» образовательную область ОБЖ, что, несомненно, отразится на качестве предметной линии учебников, структура и содержании которых будут значительно отличаться в зависимости от знаний и опыта конкретного авторского коллектива. Это приведет к учебно-методическому анархизму в систематизированном изложении содержания предмета ОБЖ.

Разработчикам следует скорректировать структуру требований к предметным результатам освоения предмета ОБЖ по годам изучения. При этом необходимо помнить, что Концепция предполагает «реализацию системного подхода и обеспечение непрерывного изучения предмета на уровне основного общего образования», а это, как известно, с 5 по 9 классы.

Да

Модуль «Основы противодействия экстремизму, терроризму ... НАЗВАН НЕВЕРНО. профилактика и противодействие - не одно и тоже

Модуль «Основы противодействия экстремизму, терроризму ...

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ, я, ср Действие, направленное против кого , чего л., Действие, служащее препятствием к проявлению, развитию другого действия, сопротивление. и КАК дети будут сопротивляться? Что может школа? школа может сформировать определенное ОТНОШЕНИЕ к этому явлению, как и к незаконному распространению наркотиков, экстремизму. Но противодействие - это к ФСБ, МВД и т.д.

«определяя термин «противодействие», толковые словари единообразны и трактуют его в узко этимологическом смысле, как действие, направленное против другого действия:

1. «Действие, препятствующее другому действию, направленное против него» (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой).

2. «Действие, служащее препятствием к проявлению, развитию другого действия, сопротивление» (Словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова).

3) «Действие, препятствующее другому действию» (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).

Приведенные варианты толкования рассматриваемого термина синонимичны и предусматривают лишь один его смысл, являющийся, по сути, прямым, и означающий сопротивление или воспрепятствование осуществлению какого-либо конкретного действия, как акта поведения конкретного субъекта в конкретном месте в конкретное время. Известно, что субъектом какого-либо деяния (действия или бездействия), с уголовноправовой точки зрения, может быть только человек. Соответственно, противодействие может осуществляться только по отношению к поведению человека.

https://cyberleninka.ru/article/v/o-terminah-borba-i-protivodeystvie-v-ugolovno-pravovoy-leksike"

важный момент – если нет действия, то невозможно и ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ. в рассматриваемом случае может иметься ввиду «теракт», противодействие – контртеррористическая операция.

пока не взорвали - не может быть противодействия.

То, что происходит до «действия» - называется профилактика.

Профилактика— комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Школа должна заниматься профилактикой

- было ранее предложено в 40.10 добавить "Формирование нетерпимого ОТНОШЕНИЯ к действиям противоправного характера, проявлениям экстремизма, терроризма, неприемлемость антиобщественного поведения" https://www.preobra.ru/improject-5711/ideas/6507 - еще предложено "Формировать ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о необходимости ОТРИЦАНИЯ экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения" https://www.preobra.ru/improject-5711/ideas/5849

а в нормативных документах наблюдается некоторое несоответствие...

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

Статья 5. Профилактика экстремистской деятельности

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

- Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019) "О противодействии терроризму"противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

в Модуль «Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму» добавить необходимость противодействия молодежным криминальным субкультурам

в Модуль «Основы противодействия экстремизму, терроризму и

наркотизму» добавить необходимость противодействия молодежным криминальным субкультурам

Ввести раздел "Кибербезопасность"



Считаю важным формирование умения безопасного пользования компьютерными технологиями. Включить изучение информационной безопасности в курс ОБЖ.

Да, отвечают

требования отвечают запросам современного мира

Наименование модулей

Необходимо привести в соответствие наименование модулей, разделов и тем указанные в данном проекте стандарта с наименование модулей, разделов и тем основного содержания примерной программы учебного предмета ОБЖ, указанного в Примерной основной общеобразовательной программе основного общего образования (ПООП ООО) размещенной на сайте fgosreest.ru.

Модуль «Безопасность в повседневной жизнедеятельности» отсутствует в содержании примерной программы учебного предмета ОБЖ ПООП ООО. Все требования предметных результатов прописанные в данном модуле, относятся к модулю "Основы безопасности личности, общества и государства" раздел "Основы комплексной безопасности".

Тоже самое с модулем «Безопасность в опасных и чрезвычайных ситуациях». Вероятно он является разделом модуля "Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций" (по ПООП ООО)

А Модуль «Основы здорового образа жизни» и Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» входят как разделы в модуль «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Что необходимо изменитьв требованиях

Необходимо в разделе 5 основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Оказание первой помощи . занятие 12.1, 12.2 обеденить в одно занятие. Объеденить: Темы Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя) Первая помощь при передозировке в прёме психоактивных веществ

Какие требования необходимо добавить

ОБЖ- Добавить в модуль 1 Основы комплексной безопасности, безопасность на железнодорожном транспорте и ж правила поведения на железной дорге.

Отвечают ли требования запросам современного мира

Да отвечают. ОБЖ-образ жизни человека, который должен складываться в изучении различных предметов. многие вопросы не понятны детям, дублированные темы.некоторые информации нужны специалистам.

Расширить умение в модуль « Безопасность в повседневной жизнедеятельности».

Расширить умение в модуль « Безопасность в повседневной жизнедеятельности».

В предметные результаты изучения модуля «Безопасность в повседневной жизнедеятельности» добавить соблюдать правила поведения на объектах железнодорожного транспорта.

Кто определяет последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета?

Считаем, что определяться последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должна согласно учебным пособиям, рекомендуемым Мин.образования, а не образовательными организациями.

расширить умения модуля «Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму»

В модуле «Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму» добавить умение: осуществлять профилактику терроризма среди сверстников в сфере интернета

Расширить умения по 2-м модулям

В предметные результаты изучения модуля «Основы здорового образа жизни» добавить умение: характеризовать влияние репродуктивного здо­ровья как условие развития российского общества

добавить "Анализирует опасные процессы и явления с помощью базовой модели обеспечения безопасности"

К обновлению содержания предмета предлагается рассмотреть базовую модель обеспечения безопасности

Самое простое понимание обеспечения безопасности чего либо обычно связывается с деятельностью или мерами по противодействию опасности. При этом говорить об обеспечении безопасности можно только в том случае, когда:

  • выделены объекты системы, безопасность которых обеспечивается;
  • определен субъект, который эту безопасность должен обеспечивать;
  • известны носители и источники опасности, от воздействий кото­рых защищаются объекты.

Другими словами – есть что защищать, есть кому защищать и есть от кого защищать.