Основы безопасности жизнедеятельности: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по модулям без привязки к годам обучения.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Проект ФГОС противоречит требованиям Концепции преподавания предмета ОБЖ

1. Предложенный к обсуждению проект ФГОС противоречит требованиям Концепции преподавания предмета ОБЖ (далее – Концепция), которая была утверждена Министерством просвещения Российской Федерации 25 декабря 2018 г. и четко определила направления развития предмета. Разработчики ФГОС обязаны не только учитывать положения Концепции, но и брать их за основу.

Во-первых, Концепция на уровне основного общего образования четко определила набор «обязательных тематических линий», которые фактически являются структурным стандартом предмета ОБЖ: «безопасность во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникациях, при воздействии рисков культурной среды), здоровый образ жизни, первая помощь пострадавшим, основы комплексной безопасности населения Российской Федерации». Авторы ФГОС почему-то предлагают другой набор модулей. Это нарушает требования, определенные Министерством просвещения Российской Федерации, и является серьезным упущением.

Во-вторых, Концепция предполагает внедрение единой структурно-логической схемы изучения тематических линий (модулей) и их систематизацию в известной парадигме безопасной жизнедеятельности. Данное требование Концепции разработчиками также не выполнено. Например, предметная линия «Здоровый образ жизни» должна раскрываться в следующей последовательности: «значение для человека здорового образа жизни → правила здорового образа жизни и их соблюдение → экологическая безопасность». В предложенном для обсуждения варианте ФГОС перечень умений, которые должны быть сформированы при освоении подобного модуля: «составлять индивидуальную модель здорового образа жизни» и «характеризовать влияние вредных привычек на здоровье человека», не отражают представленную в Концепции структуру тематической линии.

Разработчикам необходимо внести изменения в проект ФГОС и привести его в соответствие с требованиями Концепции.

2. Отказ от распределения содержания предмета ОБЖ по частям образовательной программы, каждая из которых соответствует году изучения предмета в рамках основной образовательной программы основного общего образования, заявленный разработчиками ФГОС как достоинство, на самом деле является серьезной ошибкой, которая нивелирует все усилия по разработке единого подхода к преподаванию предмета ОБЖ. Конечно, модульный принцип распределения содержания предполагает гибкость освоения основной образовательной программы, но без детализации предметных результатов по годам изучения, совершенно не обеспечивает логику изучения предмета и системный подход к разработке траектории изучения программы с учетом последовательного, поэтапного наращивания учебной нагрузки.

Данный подход, предложенный разработчиками в приложении 16 к ФГОС, противоречит п. 5 Стандарта, который в представленном для обсуждения виде не может быть положен в основу деятельности «работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом …» и «авторов (разработчиков) учебных изданий, учебно-методических пособий …».

Руководствуясь одним модульным принципом распределения содержания предмета ОБЖ, каждая школа разработает свой набор предметных результатов по годам изучения, что может лишить обучающихся при переводе из одной образовательной организации в другую равенства доступа к образованию, гарантированного Конституцией Российской Федерации. Авторы ФГОС, отказавшись от структурирования предметных результатов по годам изучения, фактически «размыли» образовательную область ОБЖ, что, несомненно, отразится на качестве предметной линии учебников, структура и содержании которых будут значительно отличаться в зависимости от знаний и опыта конкретного авторского коллектива. Это приведет к учебно-методическому анархизму в систематизированном изложении содержания предмета ОБЖ.

Разработчикам следует скорректировать структуру требований к предметным результатам освоения предмета ОБЖ по годам изучения. При этом необходимо помнить, что Концепция предполагает «реализацию системного подхода и обеспечение непрерывного изучения предмета на уровне основного общего образования», а это, как известно, с 5 по 9 классы.

1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны