Основы безопасности жизнедеятельности: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по модулям без привязки к годам обучения.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Замечания по Приложению 16: Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию

1. Первая фраза из 200 слов читается и воспринимается с трудом. Нет никакой необходимости давать столь длинные предложения. Нужно разделить её на нормально воспринимаемые фразы, по примеру всех последующих и по примеру Конституции РФ. У составителей таких фраз явно не хватает знаний о психологии и педагогике восприятия материала. Президент и многие специалисты неоднократно отмечали, что наши нормативные документы должны излагаться понятно, доступно и в соответствии с нормами и традициями родного языка.

2. Многие важные положения из первой фразы Требований не получили достаточного подкрепления в модулях. Например:

«об особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны,

… роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности…,

….навыки применения мер и средств индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, оценки и прогноза неблагоприятных факторов обстановки и принятия обоснованных решений»».

В частности из текста ФГОС не видно четких требований о создании в ОО условий для усвоения указанных выше навыков и приемов. Отсылки типа «на усмотрение ОО исходя их местных условий» чаще всего ведут к невыполнению заявленных требований и снижению качества обучения. Одна из подобных отсылок дана в третьей фразе Требований.

Считаем эту фразу ненужной лазейкой для слабых организаторов учебного процесса. Изучение многих актуальных для выживания и спасения тем при бюджете 2-4 часа и отсутствию соответствующих площадок и полигонов сведется к ознакомлению с темой, а не к отработке навыков и умений.

Требования к условиям реализации ПООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим также явно недостаточно конкретизированы. Взамен этого дается пояснение, что школы сами будут определять свои программы, исходя из возможностей. Но поскольку в основной массе школ в их дворах нет участков и оборудования для реальной отработки мер пожарной, транспортной, природной, техногенной безопасности, то при отсутствии детализации этих требований во ФГОС, все останется на уровне вербального способа подготовки там, где нужно учить действовать руками и ногами в условиях, приближенных к реальности. Наивно думать, что при отсутствии упоминания указанных тем во ФГОСах, школы начнут сами включать эти темы в свои рабочие программы. 25 –летний опыт уже однозначно показал, что лишь единицы школ способны на такие творческие действия по углублению изучения ОБЖ. Остальные школы под копирку переписывают ПООП и старательно обходят самые актуальные животрепещущие темы, поскольку в основной массе школ нет таких кадров и материалов, которые выходят за рамки текстов официальных учебников, но соответствуют идеям Посланий президента по вопросам национальной безопасности.

Обновленная редакция ФГОС в данном проектном варианте текста сохраняет лазейки для формирования школами основных образовательных программ, не обеспечивающих необходимый уровень достижения требований к результатам освоения культуры безопасности.

Сами требования выглядят как правильные, но механизм их реализации не разработан, в той степени, как это сделано по языкознанию, литературе, физкультуре, иным предметам. Приложения, содержащие детализацию и конкретизацию требований к предметным результатам освоения названных учебных предметов можно считать образцовыми.

За много лет тематика ОБЖ достаточно полно разработана в новых учебных пособиях ведущих педвузов. Поэтому нет никакой необходимости оставлять школам простор для неквалифицированной самодеятельности при формировании т.н. вариативной части учебного предмета ОБЖ. Можно допускать лишь расширение и/или углубление обязательного учебного материала на основе выделения большего времени на освоение учебного материала. Никаких «лазеек», чтобы пропускать изучение актуальных тем и проблем профилактики опасного, противоправного, аддиктивного и суицидального поведения подростков в новом Стандарте не должно оставаться.

Требования к предметным результатам должны быть сформулированы еще более полно с учетом специфики предмета ОБЖ, многолетней статистики детской преступности, проституции, наркомании, травматизма и заболеваемости. Это может стать наиболее существенным изменением, вносимым в данный проект ФГОС.

Предметные результаты ОБЖ должны быть более четко и строго распределены по частям и модулям образовательной программы, каждая из которых соответствует определенному году изучения предмета в рамках основной образовательной программы.

Предлагаемая нами последовательность требований к предметным результатам освоения учебного предмета ОБЖ определяется логикой познания подростками опасностей и соблазнов социума и интернета уже с 5 и 6 класса. Иная логика его изучения, а также вольный перенос материала из одного года обучения в другой «с учетом особенностей контингента обучающихся» – это все отговорки несостоятельных руководителей школ, не желающих и не умеющих привлекать к образовательной и внеурочной деятельности специалистов служб безопасности и спасения, которые есть в любом районе РФ. Отговорка на нехватку подготовленных учителей ОБЖ и тренажеров не должна допускаться в принципе, иначе создаются предпосылки разрушения единого пространства образования.

Предметные требования по таким предметам как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» не привязаны к последовательности изучения частей образовательной программы. Это очень крупный недостаток данного раздела проекта ФГОС. Их содержание вроде бы распределено по тематическим модулям. Но сами модули иногда весьма неполны и неконкретны по сравнению с поступавшими ранее предложениями от разработчиков.