Основы безопасности жизнедеятельности: требования к результатам ФГОС ООО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по модулям без привязки к годам обучения.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Реализация системного подхода и обеспечение непрерывного изучения предмета на уровне основного общего образования

В предложенном проекте требований к предметным результатам освоения учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) образовательным организациям предоставляется право самостоятельно определять количество часов для освоения содержания предмета ОБЖ. Данное положение противоречит Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - Концепция). Концепция указывает на проблемы методического характера в преподавании ОБЖ: учебники и методические материалы рассчитаны на реализацию содержания учебного предмета в течение пяти лет (5-9 классы), а примерная основная образовательная программа основного общего образования предполагает освоение этого содержания в течение всего двух лет (в 8-9 классах). Подобное рассогласование базовой учебно-методической литературы и структурно-логической модели учебного предмета ОБЖ в образовательных организациях не позволяет реализовывать системный подход, препятствует четкому тематическому планированию, не соответствует принципу последовательного усложнения и закрепления знаний.

Концепция указывает на необходимость реализации системного подхода и обеспечения непрерывного изучения предмета на уровне основного общего образования; разработки содержания учебного предмета ОБЖ с выделением обязательных тематических линий с определением их целесообразного объема и тематики, обязательных практических занятий в каждом классе.

Предлагаю учесть положения Концепции, которая принималась по результатам обсуждения большим количеством работников образования, специалистов в области преподавания безопасности жизнедеятельности, и закрепить в требованиях к предметным результатам освоения учебного предмета ОБЖ, выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию, результаты освоения учебного предмета ОБЖ по пяти годам обучения с 5 по 9 класс. Только такой подход позволит обеспечить соответствие требованиям ФГОС к результатам освоения предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", как например, сформированность культуры безопасности жизнедеятельности, освоение основ экологической культуры и т.д.