Русский язык: требования к результатам ФГОС НОО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы начального общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
286 предложений
Показывать

Изложения

В начальной школе изложения носят обучающий характер, поэтому не следует выносить их на промежуточную аттестацию.

Изложение на промежуточной аттестации в начальной школе

Считаю, что не стоит использовать изложение на промежуточной аттестации, потому что изложение в начальной школе носит обучающих характер.

Отсутствие мотивированности перечисленных промежуточных результатов по годам обучения.

Отсутствие мотивированности перечисленных промежуточных результатов по годам обучения.

Результаты перечисляются в основном для контроля, но нет общего посыла (исходящего из целей и задач обучения), "кирпичиками" каких общих знаний о языке и речи являются данные знания, умения (по классам).

Ограничение в объёме требований к результатам изучения ряда орфографических и синтаксических правил

Ограничение в объёме требований к результатам изучения ряда орфографических и синтаксических правил (сведений):
1) 2-й год обучения.
- см применять изученные правила правописания......написание безударных гласных в корне слова. Это требование очень широкое. Нужно указать так:
написание безударных гласных в корне слов с "прозрачными" корнями.
Так как в русском языке много слов со связными корнями, слов, в которых произошел процесс опрощения морфем, поэтому по ходу восприятия слов корни не обнаруживаются детьми (и не только ими!), а следовательно, не видят объекта для применения правила. Тем по словообразованию в программе начальной школы нет (даны фрагментарно).

2) 4-й год обучения
- см ... составлять предложения с однородными членами, использовать предложения с однородными членами в речи.
Это требование одновременно предполагает и умение грамотно оформлять предложения такого типа, то есть умение употреблять запятые.
Практика показывает, что в русской речи употребляется множество вариантов предложений с однородными членами. Невозможно в рамках начальных классов научить детей правильно употреблять знаки препинания в любых случаях, что наблюдается ежегодно.
Должно быть ограничение. Можно так:
начало см выше, далее продолжить:
Употреблять запятые между одиночными однородными членами, связанных перечислительной интонацией.

- см распознавать предложения с прямой речью после слов автора;
Это новое знание. Убеждена, что это требование (неплохое для речи) обернется для учителя и учащихся контролем самостоятельного оформления такого типа предложений ( знаков препинания) в диктанте, в собственной письменной речи и пр. Нужно четче обозначить требование к предложениям в прямой речью: только распознавать, или употреблять и оформлять ?..

Родной язык и родная литература должны изучаться в обязательном порядке

Необходимо сохранить предметы "Родной язык" и "Литературное чтение на родном языке" в обязательной части ФГОС. У детей представителей коренных нерусских народов РФ и так уже нет возможности изучать школьные предметы на родном языке. И математика, и окружающий мир, и всё остальное только на русском, т.к. все ВПР пишутся и сдаются исключительно на русском языке. Предмет "Родной язык" - это единственная возможность нашим детям научиться грамотно говорить и писать на родном языке. Для того, чтобы в полной мере овладеть литературной формой языка, уроков "Родного языка" должно быть не менее трёх часов в неделю, а "Родной литературы" не менее двух часов.

Для тех же, кто говорит, что "Родной (русский) язык" нам не нужен, т.к. русский и так преподается в полном объеме, и тех, кто говорит что его родной язык грузинский/армянский/украинский и т.д., а среди предложенных школой вариантов этого языка нет, дать возможность выбрать изучение "Государственного языка республики в составе РФ" по более простой и лёгкой программе, чем для тех, кто изучает его (государственный язык республики) в качестве родного. Т.е. в заявлении на выбор родного языка предоставить выбор: 1. Родной (русский) язык; 2. Родной (чувашский/удмуртский/татарский/башкирский/саха и т.д.) язык; 3. Государственный (чувашский/удмуртский/татарский/башкирский/саха и т.д.) язык республики в составе РФ. В таком случае, маме грузинке или армянке не придётся указывать в заявлении неродной русский или неродной татарский в качестве родного, а у неё будет возможность с чистой совестью выбрать изучение (на элементарном уровне) государственного языка республики, на чьей территории проживает их семья.

Тексты к упражнениям должны быть другими

Тексты к упражнениям должны быть интересными, взяты из современных литературных произведений (для развития интереса к современным авторам), из произведений классиков, содержать исторические сведения и др. И обязательно носить воспитательный характер. Это будет способствовать и кругозору, и формированию культуры речи, на развитие которой, на мой взгляд, уделяется мало внимания

Воросы преподавания русского и родного языка должны были быть представлены отдельно

Неприятно , что вместо обсуждения конкретных вопросов преподавания родного языка - содержания, методики обучения- данный ресурс используется как площадка политических дебатов. И в сообщениях теряются вопросы по изучению и русского языка. Он в своей категории уходит на второй план. В целом подход неправильный.

Вопросы требований фгос к изучению русского и родного языка нужно рассмотреть заново и отдельно.

Промежуточная аттестация

В проекте ФГОС НОО предлагается вынести изложение на промежуточную аттестацию, считаю не целесообразным использовать написание изложения на промежуточной аттестации, так как изложение в начальной школе носит обучающих характер

Ответ тем, кто просит убрать родные языки из обязательной части.

Я представитель объединения "Татаро-язычных родителей" Республики Татарстан и Российской Федерации.

Меня зовут Гульсия Ахметгалиева. Моему сыну 14 лет и он учится в лицее. Он с радостью и удовольствием изучает татарский язык, как и все остальные лицеисты из его окружения.

Зачем раздувать из мухи слона? Вот из-за таких как Вы и растет переполох в обществе.
Во-первых, не забывайте, что татарский язык в Татарстане государственный.
Если один человек из Грузии пожаловался Вам на то, что его вынуждают изучать татарский, и ему это так сложно удается, (несмотря на учебу без троек, и это очень странно и подозрительно), почему бы этому ребенку не перейти в школу, где есть классы, которые изучают русский как родной и не пришлось бы приглашать репетитора.
Если Вам нужен список таких школ, предложите этой грузинской родительнице обратиться в сообщество "Татаро-язычных" родителей(вот ссылка https://vk.com/telemtatar), мы ее проблему решим без проблем. А Вы ее проблему только усугубляете своим искусственно взрощенным негативом в отношении татарского языка. И не нужно все до абсурда доводить. Распахните глаза шире и увидите как страдают родители нетатарских детей, чьи дети лишены возможности изучать татарский, потому что как родной они обязаны изучать русский. Тому доказательством то, что директор школы "Солнце" Павел Шмаков вынужден был дойти до конституционного суда, чтобы отстоять возможность изучать государственный татарский язык нетатарскими детьми. А Вы берете один незначительный частный случай, чтобы раздуть проблему против татарского языка, как это делали перед принятием законопроекта о добровольности изучения родных языков. И не нужно придумывать, что люди из-за татарского вынуждены уезжать из региона. Никто не дурак из такого развитого региона уезжать, потому что за пределами Татарстана жизнь совершенно другая. Татарстан по условиям жизни как заграница внутри России. Нужно проще смотреть на ситуацию. Попробуйте посмотреть на татарский язык как на базовый язык огромного тюркского пласта. Ведь знание строения татарского, слов, оборотов позволяют не только быстро изучить, например, турецкий или казахский, а еще и кардинально развить мозг ребенка за счет одновременного освоения языков, с разными строениями. Это позволит ребенку в оригинале вникнуть в традиции тюркских народов и взять себе лучшее.
Поэтому, если всеми своими действиями Вы пытаетесь добиться перевода родных языков на факультатив, потому что Вас самих уже тошнит от такого количества русского языка, лучше просите перенести на факультатив пару часов своего русского и РУКИ ПРОЧЬ ОТ РОДНОГО В ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ!!!
Кому не хватает русского, пойдут на факультатив. Перевод пары часов русского на факультатив, никому погоды не испортит, и нехватки учителей не будет ни по русскому, ни по татарскому. Кто захочет пойдет на факультатив(как на подготовку к ЕГЭ, например, кто к репетитору.
А что касается нерусских и нетатарских детей, они могут ходить на факультатив как раз по своему языку, если наберется группа и найдется преподаватель, а на родной язык могут пойти на русский и готовиться к ЕГЭ, если не захотят пойти на татарский или башкирский. А время на остальные более интересные предметы(к примеру, китайский язык) останутся у всех, и у русских, и у татар и у башкир, и у сахы, и у удмуртов и т.д. И не нужно придумывать чрезвычайно сложных и хитрых схем, чтобы навредить всем, но только не себе. Потому что не сегодня мы родились, чтобы не понимать, что на вариатив из бюджета средства не выделяются.

Так что, повторюсь, РУКИ ПРОЧЬ ОТ РОДНОГО В ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ!!!

Иностранным языкам уделяется больше внимания, чем языкам народов РФ. Почему?


Проекты ФГОС упоминают возможность изучения государственных языков республик в рамках предметной области «Родной язык», но не содержит механизма его реализации.

Родные языки не вошли в число предметов, выносимых на промежуточную и итоговую аттестацию, что фактически определяет более низкий статус предмета, отношение к ним со стороны учащихся и администраций школ.
Изучению иностранных языков в проектах уделено гораздо большее внимание, чем изучению родного языка и литературы.

Родной русский язык

Казань, Татарстан. Мама двоих русскоязычных детей.

Прошу убрать из обязательной части ФГОС предметы Родной язык и Родная литература. По русскому языку и литературе ФГОС предъявляет одинаковые требования.
Также убрать сноску, где школа в республике по собственной инициативе может ставить эти предметы в обязательную часть.

Либо переносите их в часть, формируемую участниками образовательного процесса – учащиеся, родители и опекуны учащихся, школа.

Это крик души! Вы создаете единый стандарт, а по сути – оставляете все, как есть. Мы 25 лет все впитывали родной татарский язык и учились по учебному плану для национальных татарских школ. Измените эту обязанность. Делайте тогда предметы Родной язык и Родная литература на всей территории России, с указанием часов в обязательных учебных планах, которые необходимо применять на всей территории России. И отдельный план – для национальных школ. В Татарстане проживают и русские, и татары, и чуваши, и марийцы, а родных языков только 2 – русский и татарский. То есть заведомо мариец пойдет на родной русский или родной татарский. А если нет у него родного в школе, зачем ему изучать чужой родной?

ТАТАРСТАНДА ТАТАР ТЕЛЕ МӘҖБҮРИ РӘВЕШТӘ УКЫТЫЛЫРГА ТИЕШ.

ТАТАРСТАНДА ТАТАР ТЕЛЕ МӘҖБҮРИ РӘВЕШТӘ УКЫТЫЛЫРГА ТИЕШ , ЧӨНКИ УЛ ДӘҮЛӘТ ТЕЛЕ .

Официальное обращение татарского родительского сообщества к О.Ю.Васильевой. "Отсутствие отдельных ссылок по родным языкам - оскорбление всех коренных нерусских народов страны!"

Мы, представители объединения «Татаро-язычных родителей» ( https://vk.com/telemtatar), уже неоднократно обращались к Вам по вопросу соблюдения Конституции РФ в способствовании сохранению родных языков народов РФ.

К нашему великому сожалению, в данный момент, мы снова наблюдаем действия органов власти, направленных на ущемление родных языков нерусских народов РФ.

Являясь коренными народами РФ, выполняющими все обязательства, поставленные перед нами властями нашей страны, так же как и русскоязычные граждане, мы требуем соблюдения представителями власти необходимых обязательств и перед нами.

Хотим подчеркнуть, что п.1 и п.2 статьи 3 главы 1 Конституции РФ гласят:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Мы требуем соблюдения всех наших прав, гарантированных нам основным нормативным правовым актом нашего государства. Статья 68 главы 3 Конституции РФ гласит:

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Но условия не создаются.

Мы, являемся 2-й по численности нацией в Российской Федерации(свыше 5 млн граждан), в полной мере выплачиваем все установленные налоги и пошлины, выполняем в полной мере все установленные обязательства перед страной и выражаем свое несогласие и недовольство тем, что в вопросе права на сохранение родного языка оказываемся обделенными. Родной язык – это тот элемент первостепенной важности, с которым связано все остальное сокровенное для нас. Ущемление нашего родного языка и государственного языка Республики Татарстан напрямую наносит оскорбление всем нашим традициям и всему 5млнному народу с татарской национальной принадлежностью.

Мы требуем внесения нижеуказанных изменений в проекты ФГОС для сохранения межнационального мира между народами РФ и недопущения массовых конфликтов, которых мы всячески пытаемся избежать, чтобы не травмировать психику наших детей.

Как известно в настоящий момент на сайте preobra.ru представлены проекты новых ФГОС НОО и ФГОС ООО и ведётся их обсуждение. Ознакомившись с проектами считаем, что возможностей площадки preobra.ru недостаточно для обсуждения столь важного документа и хотим обратить Ваше внимание на вопросы, которые не отражены, или не раскрыты в проектах ФГОС.

Задачи сохранения языкового и культурного многообразия упомянуты в общих положениях проектов ФГОС, но в проектах ФГОС не раскрыты пути реализации декларируемых возможностей получения образования на родном языке, изучения государственных языков республик, родному языку и литературе уделено значительно меньше внимания по сравнению с другими предметами. Есть и другие вопросы по данной теме. Налицо отношение к родному языку и литературе как к второстепенному предмету.

Исходя из вышесказанного, представляем свои замечания и предложения по проектам ФГОС и в целом по вопросам состояния изучения языков коренных народов РФ в школе.

Замечания по проектам ФГОС:
1. В проектах ФГОС НОО и ФГОС ООО не представлены проекты учебных планов, что не позволяет оценить планируемые изменения в организации учебного процесса в целом и по отдельным предметам.
2. Проекты декларируют возможность получения начального и основного общего образования на родном языке, но не содержат никаких уточнений, как эта возможность может быть реализована. При существующем порядке сдачи промежуточной и итоговой аттестации (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) только на русском языке возможность получения образования на родном языке практически нереализуема.
3. Проекты ФГОС упоминают возможность изучения государственных языков республик в рамках предметной области «Родной язык», но не содержит механизма его реализации. Из опыта последних двух лет при попытке реализации данной возможности руководители школ рискуют быть подвержены административному преследованию.
4. Родные языки не вошли в число предметов, выносимых на промежуточную и итоговую аттестацию, что уже фактически определяет более низкий статус предмета, отношение к ним со стороны учащихся и администраций школ.
5. Изучению иностранных языков в проектах уделено гораздо большее внимание, чем изучению родного языка и литературы.
6. В целом документы не содержат никаких мер, требований, обеспечивающих поддержку государством сохранения и изучения родных языков народов РФ.

Требования и предложения:
1. Проекты ФГОС НОО и ФГОС ООО дополнить примерными учебными планами.
2. Обеспечить участие национальных республик в составлении учебных планов ФГОС.
3. Проекты ФГОС дополнить механизмами обучения на родных языках коренных народов РФ, в первую очередь порядок аттестации по предметам ( ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), обеспечение учебными пособиями и т.д.
4. Определить порядок изучения языков РФ как государственных языков республик.
5. Исключить изучение второго иностранного языка из обязательной части образовательной программы.
6. Установить проведение промежуточной и итоговой аттестаций по предметам на языке обучения (русском или родном языке).
7. В примерных учебных планах закрепить минимально допустимый объём изучения родного языка как предмета – 3 часа в неделю с 1 по 9 класс, для обучающихся на родном языке – 5 часов в неделю в 1-7 классах, и 3 урока в 8-9 классах.
8. Закрепить приоритет изучения родного языка над иностранным в общеобразовательных школах, особенно в начальных классах: «иностранный язык – не больше родного».

9. Во ФГОС и нормативных документах закрепить возможность и порядок дистанционного изучения родных языков – индивидуально или в малых группах.

Родной язык и литература - отсутствие требований к предметным результатам

Не расписаны требования к предметным результатам «Литературное чтение на родном языке» и «Родной язык». Означает ли это, что каждый регион сам разрабатывает данную часть. Если так, то тогда следует переложить эту обязанность органам управления образованием субъектов РФ в тексте ФГОС.

родной и государственный язык

В требованиях к предметным результатам ФГОС начального общего образования предметы «родной язык» и «государственный язык республики» обозначены знаком «/», что обозначает понятие «или». Не означает ли это, что школа может выбрать или родной язык, или государственный язык республики? Если да, почему ФГОС ставит школ перед выбором. Это противоречит Конституции РФ и ФЗ «Об образовании в РФ».

Риски реализации требований о родном языке.

Родному языку уделено очень мало времени, поэтому освоение его на должном уровне не представляется возможным. Отсюда выходит и отсутствие понимания роли родного языка как основного средства общения. Ввести ВПР и на родном языке или убрать вовсе.

Единый УМК по русскому языку для всех ступеней для реализации преемственности

Должен быть единый авторский коллектив УМК с 1 по 9 класс для сохранения преемственности и последовательного изучения тем.

Об изложениях.

В начальной школе изложения носят обучающий характер, преждевременно их выносить на промежуточную аттестацию.

Родные языки должны изучаться обязательно!

Как представителей коренных народов России нас интересуют в первую очередь вопросы изучения родных языков и обучения на родных языках. В последние два года они были в центре внимания общественности. Сложное положение языков народов России и задача их сохранения многократно подчёркивались на государственном уровне.

Задачи сохранения языкового и культурного многообразия упомянуты в общих положениях проектов ФГОС, но в проектах ФГОС не раскрыты пути реализации декларируемых возможностей получения образования на родном языке, изучения государственных языков республик, родному языку и литературе уделено значительно меньше внимания по сравнению с другими предметами. Есть и другие вопросы по данной теме. Налицо отношение к родному языку и литературе как к второстепенному предмету.

Исходя из вышесказанного, представляем свои замечания и предложения по проектам ФГОС и в целом по вопросам состояния изучения языков коренных народов РФ в школе.

Замечания по проектам ФГОС:
1. В проектах ФГОС НОО и ФГОС ООО не представлены проекты учебных планов, что не позволяет оценить планируемые изменения в организации учебного процесса в целом и по отдельным предметам.
2. Проекты декларируют возможность получения начального и основного общего образования на родном языке, но не содержат никаких уточнений, как эта возможность может быть реализована. При существующем порядке сдачи промежуточной и итоговой аттестации (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) только на русском языке возможность получения образования на родном языке практически нереализуема.
3. Проекты ФГОС упоминают возможность изучения государственных языков республик в рамках предметной области «Родной язык», но не содержит механизма его реализации. Из опыта последних двух лет при попытке реализации данной возможности руководители школ рискуют быть подвержены административному преследованию.
4. Родные языки не вошли в число предметов, выносимых на промежуточную и итоговую аттестацию, что уже фактически определяет более низкий статус предмета, отношение к ним со стороны учащихся и администраций школ.
5. Изучению иностранных языков в проектах уделено гораздо большее внимание, чем изучению родного языка и литературы.
6. В целом документы не содержат никаких мер, требований, обеспечивающих поддержку государством сохранения и изучения родных языков народов РФ.

Требования и предложения:
1. Проекты ФГОС НОО и ФГОС ООО дополнить примерными учебными планами.
2. Обеспечить участие национальных республик в составлении учебных планов ФГОС.
3. Проекты ФГОС дополнить механизмами обучения на родных языках коренных народов РФ, в первую очередь порядок аттестации по предметам ( ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), обеспечение учебными пособиями и т.д.
4. Определить порядок изучения языков РФ как государственных языков республик.
5. Исключить изучение второго иностранного языка из обязательной части образовательной программы.
6. Установить проведение промежуточной и итоговой аттестаций по предметам на языке обучения (русском или родном языке).
7. В примерных учебных планах закрепить минимально допустимый объём изучения родного языка как предмета – 3 часа в неделю с 1 по 9 класс, для обучающихся на родном языке – 5 часов в неделю в 1-7 классах, и 3 урока в 8-9 классах.
8. Закрепить приоритет изучения родного языка над иностранным в общеобразовательных школах, особенно в начальных классах: «иностранный язык – не больше родного».
9. Во ФГОС и нормативных документах закрепить возможность и порядок дистанционного изучения родных языков – индивидуально или в малых группах.

Дополнительно:
Обращаем внимание, что в настоящее время в большинстве республик и районов компактного проживания коренных народов РФ для большинства учащихся изучение родного языка носит формальный характер – 0,5 – 1 час в неделю. Это относится в первую очередь к городским школам и школам райцентров со смешанным составом учащихся, в которых обучается абсолютное большинство учащихся. Это не обеспечивает возможности изучения родного языка даже на базовом уровне. В городских школах некоторых республик родителей принуждают к выбору русского языка в качестве родного, отводя для него формально 0,5 часов в неделю.
Необходимо в нормативных документах закрепить меры по защите прав на полноценное изучение родных языков:
1. Закрепить минимально допустимый объём изучения родного языка и литературы – 3 урока в неделю, для обучающихся на родном языке – 5 уроков в неделю (упомянуто выше). Данные нормы примерно соответствуют примерным учебным планам по действующим ФГОС и их сокращение недопустимо.
2. Обязательное включение в учебные программы школ родных языков коренных народов, если их доля в населении закреплённой за школой территории превышает 20%.
3. Обязательная организация обучения в школе на родном языке, как минимум на уровне начальной школы в населённых пунктах с преобладанием коренных народов.
4. Для выполнения задачи сохранения языков народов России в нормативных документах установить стимулирующие меры для повышения заинтересованности учащихся в изучении и в обучении на родном языке.
5. В школьном образовании сделан чрезмерный крен в сторону проведения ВПР и других проверочных работ. ВПР проводят даже в 11 классе за месяц до ЕГЭ, отвлекая от учёбы и подготовки к экзаменам. Целью обучения становится не получение знаний, а сдача ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Считаем, что нужно отменить или ограничить проведение ВПР – не более 2-х раз за весь курс обучения.
6. Возможность сдачи ЕГЭ, ОГЭ, ВПР на родном языке является принципиальным условием, без соблюдения которого не обеспечивается установленное Конституцией РФ, законами РФ право на получение образования на родном языке.

Хотим подчеркнуть, что задача сохранения языков народов РФ выполнима, только если языки народов России будут изучаться в школах в достаточном объёме, при серьёзном отношении как к предмету, и значительная часть учащихся будет учиться на родном языке.

Риски реализации.

Скорректировать учебную программу с учётом преемственности в начальной, средней и старшей школе.