Русский язык: требования к результатам ФГОС НОО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы начального общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
286 предложений
Показывать

Изложения

В начальной школе изложения носят обучающий характер, поэтому не следует выносить их на промежуточную аттестацию.

Изложение на промежуточной аттестации в начальной школе

Считаю, что не стоит использовать изложение на промежуточной аттестации, потому что изложение в начальной школе носит обучающих характер.

Отсутствие мотивированности перечисленных промежуточных результатов по годам обучения.

Отсутствие мотивированности перечисленных промежуточных результатов по годам обучения.

Результаты перечисляются в основном для контроля, но нет общего посыла (исходящего из целей и задач обучения), "кирпичиками" каких общих знаний о языке и речи являются данные знания, умения (по классам).

Ограничение в объёме требований к результатам изучения ряда орфографических и синтаксических правил

Ограничение в объёме требований к результатам изучения ряда орфографических и синтаксических правил (сведений):
1) 2-й год обучения.
- см применять изученные правила правописания......написание безударных гласных в корне слова. Это требование очень широкое. Нужно указать так:
написание безударных гласных в корне слов с "прозрачными" корнями.
Так как в русском языке много слов со связными корнями, слов, в которых произошел процесс опрощения морфем, поэтому по ходу восприятия слов корни не обнаруживаются детьми (и не только ими!), а следовательно, не видят объекта для применения правила. Тем по словообразованию в программе начальной школы нет (даны фрагментарно).

2) 4-й год обучения
- см ... составлять предложения с однородными членами, использовать предложения с однородными членами в речи.
Это требование одновременно предполагает и умение грамотно оформлять предложения такого типа, то есть умение употреблять запятые.
Практика показывает, что в русской речи употребляется множество вариантов предложений с однородными членами. Невозможно в рамках начальных классов научить детей правильно употреблять знаки препинания в любых случаях, что наблюдается ежегодно.
Должно быть ограничение. Можно так:
начало см выше, далее продолжить:
Употреблять запятые между одиночными однородными членами, связанных перечислительной интонацией.

- см распознавать предложения с прямой речью после слов автора;
Это новое знание. Убеждена, что это требование (неплохое для речи) обернется для учителя и учащихся контролем самостоятельного оформления такого типа предложений ( знаков препинания) в диктанте, в собственной письменной речи и пр. Нужно четче обозначить требование к предложениям в прямой речью: только распознавать, или употреблять и оформлять ?..

Родной язык и родная литература должны изучаться в обязательном порядке

Необходимо сохранить предметы "Родной язык" и "Литературное чтение на родном языке" в обязательной части ФГОС. У детей представителей коренных нерусских народов РФ и так уже нет возможности изучать школьные предметы на родном языке. И математика, и окружающий мир, и всё остальное только на русском, т.к. все ВПР пишутся и сдаются исключительно на русском языке. Предмет "Родной язык" - это единственная возможность нашим детям научиться грамотно говорить и писать на родном языке. Для того, чтобы в полной мере овладеть литературной формой языка, уроков "Родного языка" должно быть не менее трёх часов в неделю, а "Родной литературы" не менее двух часов.

Для тех же, кто говорит, что "Родной (русский) язык" нам не нужен, т.к. русский и так преподается в полном объеме, и тех, кто говорит что его родной язык грузинский/армянский/украинский и т.д., а среди предложенных школой вариантов этого языка нет, дать возможность выбрать изучение "Государственного языка республики в составе РФ" по более простой и лёгкой программе, чем для тех, кто изучает его (государственный язык республики) в качестве родного. Т.е. в заявлении на выбор родного языка предоставить выбор: 1. Родной (русский) язык; 2. Родной (чувашский/удмуртский/татарский/башкирский/саха и т.д.) язык; 3. Государственный (чувашский/удмуртский/татарский/башкирский/саха и т.д.) язык республики в составе РФ. В таком случае, маме грузинке или армянке не придётся указывать в заявлении неродной русский или неродной татарский в качестве родного, а у неё будет возможность с чистой совестью выбрать изучение (на элементарном уровне) государственного языка республики, на чьей территории проживает их семья.

Тексты к упражнениям должны быть другими

Тексты к упражнениям должны быть интересными, взяты из современных литературных произведений (для развития интереса к современным авторам), из произведений классиков, содержать исторические сведения и др. И обязательно носить воспитательный характер. Это будет способствовать и кругозору, и формированию культуры речи, на развитие которой, на мой взгляд, уделяется мало внимания

Воросы преподавания русского и родного языка должны были быть представлены отдельно

Неприятно , что вместо обсуждения конкретных вопросов преподавания родного языка - содержания, методики обучения- данный ресурс используется как площадка политических дебатов. И в сообщениях теряются вопросы по изучению и русского языка. Он в своей категории уходит на второй план. В целом подход неправильный.

Вопросы требований фгос к изучению русского и родного языка нужно рассмотреть заново и отдельно.

Промежуточная аттестация

В проекте ФГОС НОО предлагается вынести изложение на промежуточную аттестацию, считаю не целесообразным использовать написание изложения на промежуточной аттестации, так как изложение в начальной школе носит обучающих характер

Ответ тем, кто просит убрать родные языки из обязательной части.

Я представитель объединения "Татаро-язычных родителей" Республики Татарстан и Российской Федерации.

Меня зовут Гульсия Ахметгалиева. Моему сыну 14 лет и он учится в лицее. Он с радостью и удовольствием изучает татарский язык, как и все остальные лицеисты из его окружения.

Зачем раздувать из мухи слона? Вот из-за таких как Вы и растет переполох в обществе.
Во-первых, не забывайте, что татарский язык в Татарстане государственный.
Если один человек из Грузии пожаловался Вам на то, что его вынуждают изучать татарский, и ему это так сложно удается, (несмотря на учебу без троек, и это очень странно и подозрительно), почему бы этому ребенку не перейти в школу, где есть классы, которые изучают русский как родной и не пришлось бы приглашать репетитора.
Если Вам нужен список таких школ, предложите этой грузинской родительнице обратиться в сообщество "Татаро-язычных" родителей(вот ссылка https://vk.com/telemtatar), мы ее проблему решим без проблем. А Вы ее проблему только усугубляете своим искусственно взрощенным негативом в отношении татарского языка. И не нужно все до абсурда доводить. Распахните глаза шире и увидите как страдают родители нетатарских детей, чьи дети лишены возможности изучать татарский, потому что как родной они обязаны изучать русский. Тому доказательством то, что директор школы "Солнце" Павел Шмаков вынужден был дойти до конституционного суда, чтобы отстоять возможность изучать государственный татарский язык нетатарскими детьми. А Вы берете один незначительный частный случай, чтобы раздуть проблему против татарского языка, как это делали перед принятием законопроекта о добровольности изучения родных языков. И не нужно придумывать, что люди из-за татарского вынуждены уезжать из региона. Никто не дурак из такого развитого региона уезжать, потому что за пределами Татарстана жизнь совершенно другая. Татарстан по условиям жизни как заграница внутри России. Нужно проще смотреть на ситуацию. Попробуйте посмотреть на татарский язык как на базовый язык огромного тюркского пласта. Ведь знание строения татарского, слов, оборотов позволяют не только быстро изучить, например, турецкий или казахский, а еще и кардинально развить мозг ребенка за счет одновременного освоения языков, с разными строениями. Это позволит ребенку в оригинале вникнуть в традиции тюркских народов и взять себе лучшее.
Поэтому, если всеми своими действиями Вы пытаетесь добиться перевода родных языков на факультатив, потому что Вас самих уже тошнит от такого количества русского языка, лучше просите перенести на факультатив пару часов своего русского и РУКИ ПРОЧЬ ОТ РОДНОГО В ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ!!!
Кому не хватает русского, пойдут на факультатив. Перевод пары часов русского на факультатив, никому погоды не испортит, и нехватки учителей не будет ни по русскому, ни по татарскому. Кто захочет пойдет на факультатив(как на подготовку к ЕГЭ, например, кто к репетитору.
А что касается нерусских и нетатарских детей, они могут ходить на факультатив как раз по своему языку, если наберется группа и найдется преподаватель, а на родной язык могут пойти на русский и готовиться к ЕГЭ, если не захотят пойти на татарский или башкирский. А время на остальные более интересные предметы(к примеру, китайский язык) останутся у всех, и у русских, и у татар и у башкир, и у сахы, и у удмуртов и т.д. И не нужно придумывать чрезвычайно сложных и хитрых схем, чтобы навредить всем, но только не себе. Потому что не сегодня мы родились, чтобы не понимать, что на вариатив из бюджета средства не выделяются.

Так что, повторюсь, РУКИ ПРОЧЬ ОТ РОДНОГО В ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ!!!

Иностранным языкам уделяется больше внимания, чем языкам народов РФ. Почему?


Проекты ФГОС упоминают возможность изучения государственных языков республик в рамках предметной области «Родной язык», но не содержит механизма его реализации.

Родные языки не вошли в число предметов, выносимых на промежуточную и итоговую аттестацию, что фактически определяет более низкий статус предмета, отношение к ним со стороны учащихся и администраций школ.
Изучению иностранных языков в проектах уделено гораздо большее внимание, чем изучению родного языка и литературы.