Русский язык: требования к результатам ФГОС НОО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы начального общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
До конца проекта осталось
3
дня
22
часа
50
минут
223 предложения
Показывать

Проектные работы

Считаю необходимым сократить количество проектных работ по всем предметам в начальной школе.

Решить вопрос с предметами "родной (русский) язык" и "родная (русская) литература"

Прошу обратить внимание на то, что стандарт в действующем виде отдает содержание и результаты усвоения предметов "родной язык" и "родная литература" на усмотрение школ, что полностью противоречит ключевой задаче стандарта - формированию единого образовательного пространства.

Г-жа Васильева, как и ряд других чиновников, отвечающих за образование в нашей стране, публично говорят при этом о том, что стандарт - это некий обязательный для всех МИНИМУМ знаний, который ребенку дадут в КАЖДОЙ школе независимо от того, где она находится.

В настоящее время в этот минимум включены предметы "родной язык" и "родная литература". Включены как обязательные для изучения предметы, преподавание которых должно осуществляться в каждой без исключения школе.

Однако на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других регионов РФ на изучение родного языка и родной литературы отводится 0 уроков в неделю, т.е. они не изучаются в качестве отдельных учебных дисциплин несмотря на то, что являются обязательными для изучения.
За счет этого у учащихся данных регионов освобождается часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. Не профильные школы благодаря этому имеют возможность обучать детей по пятидневному режиму, а профильные - вводить изучение профильных предметов, сохраняя шестидневное обучение.

В Башкирии на изучение родного языка и родной литературы в значительной части школ отводится по 0,5 часа на каждый учебный предмет. Благодаря этому там тоже освобождается часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений - и уже со следующего года школьники переходят на пятидневный режим обучения.

В Татарстане подавляющее большинство школ (более 99% школ) отводят на изучение родного языка 2 урока в неделю и на изучение родной литературы 1 урок в неделю. Это достигается за счет сокращения вариативной части учебного плана и увеличения (вопреки нормам, прописанным во ФГОС) обязательной части учебного плана.
Но даже те редкие школы, где на изучение родного языка и родной литературы отводится только по 1 часу в неделю на каждое занятие (итого - 2 занятия в неделю) имеют учебный план, в котором одна только обязательная часть учебного плана уже превышает максимально допустимую учебную нагрузку для пятидневкой учебной недели.
Поскольку разработка образовательной программы (и учебного плана как составной части образовательной программы) находится в компетенции школ, дети в Татарстане по умолчанию лишены возможности как обучаться по пятидневке, так и изучать профильные предметы.
Никакой родительский совет не в силах изменить ситуацию просто потому, что школа, а не родительский совет принимают учебный план, который в принципе не позволяет учиться по пятидневке и в котором на вариативную часть учебного плана отводится в лучшем случае - 5% учебного времени, в худшем - 0%.

Обязательный минимум - на то и минимум, что должен быть одинаковым во всех школах России. И в том, что касается перечня изучаемых предметов, и в том, что касается их содержания, и в том, что касается количества часов, отводимых на их изучение.

Но если, например, в 1 классе в школе Москвы у учащихся 5 уроков русского языка, 4 урока литературы, 0 уроков родного языка и 0 уроков родной литературы, то в школах Татарстана у первоклассников 4 урока русского языка, 2 урока литературы, 2 урока родного языка и 1 урок родной литературы. То есть на 1 урок русского языка и на 2 урока литературного чтения меньше. А программу они должны пройти одну и ту же!
Ну и о каком единстве образовательного пространства в таком случае идет речь?

Второй не менее важный вопрос - единая программа для всех школ России по родному русскому языку и родной русской литературе. С учетом того, что данные предметы включены в перечень обязательных дисциплин, подавляющему большинству школ такая программа понадобится в ближайшее время.
Тем не менее, реестр образовательных программ до сих пор не содержит программы по родной (русской) литературе. Да и программа по родному (русскому) языку появилась только в этом году, в то время как наши дети "изучают" этот предмет уже 2 (!) года.

Помимо этого в школах Татарстана не следуют рекомендациям программ по родному русскому языку, касающимся количества часов, отводимых на изучение этих предметов. В Татарстане на эти предметы выделают бОльшее количество часов в ущерб другим обязательным предметам в первом классе и предметам вариативной части - во 2-9 классах.

А с "родной литературой" и вовсе творят чудеса. Программы-то нет. Поэтому на уроках родной (русской) литературы дети изучают, например, татарскую литературу на русском языке. Такой подход, несомненно, позволяет сохранить рабочие места учителям татарского языка. Но творчество Габдуллы Тукая, при всем моем к нему уважении, к русской литературе не имеет ни малейшего отношения!
И ребенок, который в другом регионе изучал на уроках родной литературы произведения русских писателей, при переезде в Татарстан неизбежно окажется учеником, который программой новой школы по родной литературе не владеет. Потому что содержание предмета "родная (русская) литература" несмотря на то, что предмет входит в обязательную часть учебного плана, никем не регламентируется. И в каждой школе по этому предмету своя программа.

Считаю необходимым:
1. Разработать единую для всех школ Российской Федерации с русским языком обучения обязательную часть учебного плана.
Эта часть в любой школе с русским языком обучения, независимо от того, в каком регионе эта школа расположена, должна:
а) быть одинаковой в части перечня обязательных для изучения предметов;
б) быть одинаковой в части количества часов, отводимых на изучение каждого из обязательных предметов (никаких "0 уроков родного в Москве" и "3 урока родного в Татарстане");
в) не превышать максимально допустимую учебную нагрузку, рекомендованную СанПиН для пятидневной учебной недели.

2. Централизованно разработать программу по родной (русской) литературе как для начальной школы, так и для среднего звена, и разместить ее в реестре образовательных программ.

3. Разработать и включить в ФПУ учебники по родному русскому языку (для каждого года обучения) и родной русской литературе (для каждого года обучения). Наши дети вот уже два года трижды в неделю изучают учебный предмет без учебников.

4. Обратить особое внимание на квалификацию учителей родного русского языка и родной русской литературы. В Татарстане, увы, родной русский язык и родную русскую литературу преподают учителя, которые по-русски говорят и пишут с ошибками, смешными даже для учеников начальной школы. Им выдали корочки о прохождении курсов, но учить детей они не могут, поскольку русский язык по-прежнему знают хуже, чем дети - носители этого языка. Это было бы смешно, если бы не было страшно.
Родной русский язык и родную русскую литературу в школах с русским языком обучения должны вести люди, для которых именно русский язык является родным - и которые могут обучить детей грамотной речи и грамотному письму. Сейчас, к сожалению, на уроках родного русского языка и родной русской литературы наших детей РАЗУЧИВАЮТ пользоваться русским языком, а не обучают ему.

Спасибо за внимание!

что необходимо изменить в требованиях

Изложение в начальной школе носит обучающий характер. Считаю, что в итоговые работы не следует включать изложения

Родной русский язык.

Поскольку нет раздела для обсуждения "родного языка", пишу здесь. Но вообще странно - предмет вроде как обязательный для всех, а раздела нет. Изучение родного языка - это индивидуальная этнокульутрная потребность. Одними востребовано, другими нет. Школа не может предоставить всем народам России изучение их родных языков. Получается, дать не может, но требует изучать. Это абсурд! Нарушается Конституция России, по которой никто не имеет права требовать указать свою национальность. А указание родного языка это по сути указание национальности. Если школа, например, в Татарстане, может дать к изучению только русский или татарский, все прочие просто принуждаются выбирать чужой им язык и изучать его. Это унижение! Предметы "родной русский язык" и "чтение на родном русском языке" это кадавры. Нет нормальных программ, нет учебников, нет методик, но наши дети вынуждены отбывать эту повинность. Цитата: «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык», — говорится в примерной программе по "родному русскому языку". Каково!? На "родном русском" нельзя изучать русский язык, а то ведь дети, изучающие татарский, отстанут. Отпустить наших детей с уроков тоже нельзя, тем будет обидно. Дать наши детям более востребованные ими предметы тоже нельзя, а то тем будет обидно. Выходит, обязательные пустые три часа родного русского нам ввели только для того, чтобы татарам было не обидно учить свой язык? А может, мы будем думать обо всех детях? И выведем "родной язык" в часть, формируемую участникам образовательных отношений? Она тоже обязательна к изучению, но в ее рамках можно выбрать нужные каждому предметы. И одни спокойно пойдут на татарский, а другие на те предметы, которые нужны им. Хватит издеваться над русскоязычными детьми в нац. республиках! Хватит делать нас заложниками нац. политики!

Второй год обучения. Различать формы одного и того же слова и однокоренные слова

Считаем, что требование различать формы одного и того же слова и однокоренные слова следует отнести к результатам освоения предметной области образовательной программы третьего этапа обучения.

Многолетний педагогический опыт свидетельствует о том, что данное умение является одним из трудных (допускают ошибки в распознавании однокоренных слов и форм одного и того же слова и младшие школьники, и ученики основной школы , и даже студенты первых курсов педвузов). Данное умение должно формироваться постепенно в процессе изучения третьеклассниками тем «Состав слова», « Правописание значимых частей в слове», в процессе выполнения учащимися системы упражнений, направленных на формирование умений по распознаванию однокоренных слов и форм одного и того же слова, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями (без называния термина), однокоренных слов и синонимов.

Что необходимо изменить в требованиях?

УМК "Начальная школа 21 века". 2 класс. Русский язык.

Необходимо увеличить количество часов на изучение темы "Части речи". Добавить дидактические задания для обобщения и систематизации знаний, для развития умения устанавливать связь между частями речи, сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в устной и письменной речи.

Что необходимо изменить в требованиях?

Считаю необходимым изменить формулировку орфографических правил в учебнике по русскому языку, прописать алгоритм (порядок) действий для работы с данным правилом (УМК "Начальная школа 21 века").

Что необходимо изменить в требованиях?

Не выносить изложение на промежуточную аттестацию, ведь в начальной школе только начинается обучение написанию изложений.

Второй год обучения. Понятие «окончание» несвоевременно

Во втором классе мы даём первое представление о родственных ( однокоренных) словах и корне слова, их существенных признаках ( отводится на эту тему 3 часа учебного времени).

Знакомство учащихся с окончанием как одной из частей слова происходит в третьем классе при изучении раздела «Состав слова».

Что значит ввести понятие «окончание»? Это значит школьник должен осознать существенные признаки окончания, которые отличают эту часть слова от других значимых частей слова (корня, приставки, суффикса), приобрести умение находить в слове окончание; узнать, что в слове может быть нулевое ( стол, глаз, дождь), но в слове может и не быть окончания (метро, такси, кафе); слова каждой части речи имеют свой набор окончаний.

Какие требования необходимо добавить?

изменить формулировку правил на более доступную для детей

Какие требования необходимо добавить?

Изменить формулировку правил.

Добавить 1 час русского языка в 4 классе.

Уменьшить количество проектных работ.

Какие требования необходимо добавить?

Изменить формулировку правил,на более простую и понятную детям<p> Слишком много примеров и повторений.</p>

Добавить предмет "Государственный язык республики Российской Федерации" среди предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В пункте 36 добавить отдельно предмет "Государственный язык республики Российской Федерации" среди предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

нет

Раздел про русский язык должен быть отделен от родного языка. Поскольку родным языком может быть и не русский

Изложение в начальной школе

Изложение в начальной школе носит обучающий характер. Считаем нецелесообразным выносить его на промежуточную аттестацию.

"Родной язык"

Я так же, как и другие учителя нашей школы, не понимаю необходимости введения предметов "родной язык" и "литературное чтение на родном языке" в русскоязычных ОУ. По сути забрали по часу от предметов "русский язык" и "литературное чтение" и добавили учителям работы по созданию двух новых программ.

Русский родной язык

Необходимо к пункту п. 36.2 (как и ко всем обязательным предметам), создать приложение с требованиями к предмету "Русский РОДНОЙ язык". Потому что не ясно, что является обязательным в изучении государственного языка по предмету "Русский язык", а что будет дополнением при изучении предмета "Русский РОДНОЙ язык"

Изменить

Изменить формулировку правил,на более простую и понятную детям

Проектные работы.

Уменьшить количество проектных работ по литературному чтению, окружающему миру.

Изменить

Изменить формулировку правил,на более простую и понятную детям