Окружающий мир: требования к результатам ФГОС НОО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы начального общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Необходимо продумать логику распределения содержания по годам обучения в курсе "Окружающий мир"

В проекте дано механистическое распределение материала обществоведческого и природоведческого компонентов курса "Окружающий мир" по годам обучения, без учёта того, что этот курс принципиально, в соответствии с изначальным замыслом, ИНТЕГРИРУЕТ многие специализированные естественнонаучные и социально-гуманитарные знания для того, чтобы создать в восприятии ребенка связную ЦЕЛОСТНУЮ картину мира природы и общества в их единстве. Авторы проекта, видимо, решили, что, опираясь на содержание уже разработанных ВПР, можно приблизительно распределить содержание курса по годам обучения, не учитывая его усложнения в соответствии с возрастом обучающихся. Между тем, предложенные Требования к усвоению предметного содержания только тогда будут отвечать конечной цели интегрированного курса "Окружающий мир", когда авторы проекта сами методологически продумают ЛОГИКУ и МЕХАНИЗМ объединения материалов нескольких изучаемых частей естественнонаучного и социально-гуманитарного компонентов таким образом, чтобы эти логика и механизм сохраняли экологический, культурологический и нравственный потенциал названных компонентов, а не разрушали этот потенциал механическим перечислением требований в произвольной, бессвязной последовательности разнохарактерных дидактических единиц содержания, специфических по своему научному смыслу . В результате, как показывает просмотр Ленты предложений, при чтении Требований у педагогов возникает впечатление полной мешанины в тематике курса и невозможности усвоить его содержание в отведенное время, что абсолютно правильно. А отсюда и поступают предложения, по сути, избавиться от интегрированного курса и вернуть, как раньше, всем понятные раздельные курсы "Природоведение" и "История". Или целиком заменить их обширным курсом ОБЖ, у которого целью станет понятная для всех мысль о необходимости научить детей "спасаться" от окружающего их враждебного мира природы и социума. А также убрать ОРКСЭ и региональные курсы краеведения во внеурочную деятельность, избавиться от непосильной проектной работы и т.д.. Либо выдвинуть Единые требования к созданию единого для всей страны УМК "Окружающий мир". И эти предложения читателей при обсуждении проекта вызваны именно тем, что им непонятна логика авторов новых федеральных стандартов в части выдвижения Требований к усвоению предметного содержания курса "Окружающий мир". Следовательно, авторы проекта новых учебных стандартов вместо того, чтобы пойти вперед и самостоятельно предложить методологически выверенную основу для утверждения в начальной школе единственного предмета, полностью соответствующего перспективной в современной профессиональной науке идее актуальности междисциплинарных исследований, сами, очевидно, того не желая, дискредитируют эту идею, важнейшую для развития научного познания ЦЕЛОСТНОСТИ окружающего мира, в котором мы все живем и который призваны любить и беречь.