Окружающий мир: требования к результатам ФГОС НОО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы начального общего образования распределены по годам обучения без привязки к модулям.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Что нужно сделать, чтобы требования отвечали запросам современного мира

Прежде чем писать предложение, после быстрого просмотра Ленты предложений следует обратить внимание на следующее.

1) Участники Обсуждения многократно предлагают создать общий на всю страну УМК «Окружающий мир».

2) Многие сетуют на большой объем материала, требуют возвратить 2 часа в неделю для его проработки.

3) Обильно представлены предложения, по существу, требующие превратить содержание курса, психологически формирующего дружественное отношение к окружающему миру, в особый курс ОБЖ, который тотально учит детей всё время чувствовать кругом опасности – и со стороны природы, и со стороны окружающих людей.

4) Много предложений перенести курсы ОРКСЭ и краеведения во внеурочную деятельность. За счет этого увеличить часы для курса «Окружающий мир». Это поможет, по мнению участников обсуждения, выполнять большую проектную работу по окружающему миру, предлагаемую в учебниках и рабочих тетрадях.

5) Есть предложения вновь вернуться к раздельному представлению естественнонаучного и обществоведческого содержания в ранее апробированных курсах «Природоведение» и «История».


Мое предложение заключается в следующем. Следует сохранить саму идею курса «Окружающий мир». Ведь эта идея совершенно соответствует остро актуальному запросу нашего времени изучать МИР ПРИРОДЫ, МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СОЦИАЛЬНЫЙ МИР как ЦЕЛОСТНОЕ ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО, в котором одинаково ценны и ПРИРОДА как основа жизни, и КУЛЬТУРА как вторая природа, созданная человечеством за многие тысячелетия его существования. И вот тут как раз пригодится интегрирующий потенциал курса «Окружающий мир» как нравственный, экологический, эстетический регулятор в формировании отношения детей к окружающему миру. Ведь он полностью отвечает психолого-педагогической возможности дать учителю такой ресурс для развития самых разных сторон детской личности, чтобы каждый современный ребенок, вырастая, постепенно ощущал и понимал многомерность окружающего мира – в его целостном природно-культурном измерении. И готов был к самым актуальным в наше время направлениям и в науке, и в искусстве, и во всех областях деятельности. Таким, например, как находящиеся на пике развития науки междисциплинарные исследования, в том числе, стыкующие естественнонаучные и гуманитарные знания; и межкультурное взаимодействие на всех уровнях – между отдельными людьми, разными сообществами, разными народами, разными странами.

Казалось бы, при этом все Требования к освоению предметного курса по годам обучения следует формулировать таким образом, чтобы они учитывали вышеизложенную важнейшую цель современного курса «Окружающий мир». Однако внимательное прочтение предлагаемых в проекте Требований к освоению курса заставляет признать очевидный факт недопустимого противоречия. Как и раньше, когда существовали раздельные курсы «Природоведение» и «История», Требования написаны по-старому. Что по умолчанию! – предполагает: изучение природы – само собой; изучение истории общества, страны – само по себе. Так, между прочим, воспринимают курс «Окружающий мир» очень многие педагоги всех уровней. Но это значит, что новые стандарты не должны с помощью Требований закреплять данное противоречивое положение, а необходимо определиться: давать определенную установку ЛИБО на раздельное преподавание естественнонаучного и гуманитарного материала. ЛИБО дать соответствующее современности понимание интегрирующего смысла курса «Окружающий мир». Двойственность в этом вопросе чревата многими рисками в отношениях с детьми, родителями, контролирующими организациями. Двойственность выявится, в конечном счете, и в результатах ВПР. Вот в этом и содержится методологический просчёт нового проекта ФГОС относительно Требований к распределению содержания курса «Окружающий мир» по годам обучения.