Музыка: требования к результатам ФГОС НОО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы начального общего образования распределены по модулям без привязки к частям предмета и годам обучения.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, частей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.
До конца проекта осталось
3
дня
23
часа
6
минут
52 предложения
Показывать

Модуль "Элементарная теория музыки"

Умение читать и использовать нотную запись - эти требования уместны для детей, занимающихся углублённо, т.е. в музыкальной школе. Имея один час в неделю по программе, при всём огромном желании учитель не в силах охватить необъятное.

Формулировки «Разновидности оркестров» в программе по музыке нет.

<p><span></span></p><p><i>Согласна с предыдущими высказываниями коллег о том. формулировка «Разновидности оркестров» безграмотна. Правильнее будет «виды оркестров» </i><i></i></p>Считаю, что требование : "исполнять в составе ансамбля детских музыкальных инструментов мелодии выученных песен, ритмические партитуры" уместно во внеурочной деятельности.<br>

Модуль «Элементарная теория музыки»

Согласна на 100 % с предыдущими комментариями коллег по этому модулю. Считаю, что научить "соотносить названия нот, их расположение на нотном стане (нотоносце) с клавишами фортепианной клавиатуры, исполнять простые интервалы и трезвучия, различать интервалы в пределах октавы и находить их в музыкальном материале, исполнять по нотам песни с простым мелодическим рисунком" в общеобразовательной школе невозможно.


Программа соответствует музыкальной школе, а не СОШ

Точно такие же требования в музыкальных школах по основам сольфеджио и музыкальной литературе. Они не нужны современным детям которые не хотят связать свою жизнь с музыкой. Вы создадите стандартом лишнюю нагрузку на детей, они и так сейчас страдают из-за информационного перегруза, а тут ещё на уроках музыки начнется зубрёшка, а не пение и слушание музыки.

Вы детей в консерваторию готовите?

Музыка - очень важный предмет, он учит слышать и чувствовать, формирует вкус, регулирует настроение и психику. Но загонять его в жёсткие рамки недопустимо! У кого-то нет слуха от природы, кому-то интереснее рисовать, чем петь и слушать, у кого-то не работает слуховая память... Создавайте музыкальные классы и реализуйте эти требования, но не распространяйте их на всех детей поголовно. Опять же, не созданы условия для реализации предмета среди семейников! Вижу свою квартиру так: в одной комнате спортзал, в другой лаборатория, в третьей музыкальный класс, в четвертой - мастерская... Давайте будем реалистами. В жизни человек выбирает себе одну, две, ну три профессии. А вы хотите от детей невозможного. И Швец, и жнец, и на дуде игрец? Это дети! Им нужно больше свободы, гибкости. Играть на музыкальных инструментах в 10-11 лет? Знать сложную терминологию в таком возрасте? Да им литературы хватает с ее устаревшими словами, фольклором и образами, которые у детей ещё не сформированы. Считаю, что нужно ввести безотметочное обучение по музыке, изо, физ.культуре и технологии(?). Разработать альтернативную программу для семейников, основанную больше на поиске информации, анализе, исследованиях в сфере музыки, аналогиях, синтезе и прочем. Готовьте альтернативных специалистов! Семейники - это огромный пласт для этого. Которые способны вырасти как личности и без инструментов, нотной грамоты и терминологии. Вырасти сами и принести огромную пользу экономике и культуре, даже науке страны. Все это должно быть гибким, иметь разнообразие форм, с учётом интересов и индивидуальных особенностей детей, особенностей здоровья (нагрузка на слух у детей огромная за счёт всех уроков, в школе - ещё и за счёт визга на переменах, даже у меня голова начинает болеть, когда я нахожусь в школе более 5 минут. А если есть проблемы со слухом? Инклюзия инклюзией, но восприятие сильно страдает, как и самооценка). Как семейники освоят игру на музыкальных инструментах, будут сочинять музыку? Особенно, если никто из родственников музыкой не увлекается? Как освоят нотную грамоту? Как будут петь в хоре? Если уж ждёте прохождения промежуточной аттестации, то создавайте реальные условия для реализации родителями этого права.

Добавить

Предлагаю добавить знакомство с музыкальными театрами России

Считаю, завышеным требование − исполнять простые интервалы и трезвучия; − различать интервалы в пределах октавы и находить их в музыкальном материале; Требование − исполнять по нотам песни с простым мелодическим рисунком. - в данном контексте лучше переформулировать. Вместо "Исполнять по нотам", "петь, используя нотную запись". Такая формулировка позволит обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающимся.

Изменить

Считаю лишним и невозможным за один урок в неделю изучение нотной грамоте и пения по нотам.


Модуль ЭТМ

Несмотря на то, что сами по себе требования этого модуля являются действительно элементарными, в классах по 30 человек очень трудно будет их осуществлять. В связи с этим ПРЕДЛАГАЮ СДЕЛАТЬ ВОЗМОЖНЫМ РАЗДЕЛЕНИЕ КЛАССА НА ГРУППЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ, как это происходит на иностранном языке. Это бы значительно улучшило результаты освоения ФГОС, особенно в модулях, связанных с практикой элементарного музицирования.

Модуль "Синтетические виды искусства"

Предлагаю добавить в модуль знакомство с музыкальными театрами России

Модуль «Разновидности оркестров»

предлагаю добавить в модуль знакомство с лучшими оркестрами мира и России


Модуль "Элементарная теория музыки"

Считаю, что завышены следующие требования:

- соотносить названия нот, их расположение на нотном стане (нотоносце) с клавишами фортепианной клавиатуры;

− исполнять простые интервалы и трезвучия; − различать интервалы в пределах октавы и находить их в музыкальном материале;

− исполнять по нотам песни с простым мелодическим рисунком.

Ребенок, обучающийся в общеобразовательной школе, изучая предмет 1 раз в неделю, не имея инструмента дома не сможет овладеть этим. Это требования для музыкальной школы.

Модуль «Хоровая музыка»

ПРЕДЛАГАЮ переименовать в «Вокальное творчество»
ДОПОЛНЕНИЯ К ТРЕБОВАНИЯМ ОСВОЕНИЯ этого модуля:
+понимать, чем отличается вокальное творчество от инструментального;
+знать, что такое: солист, ансамбль, хор
+знать названия типов голосов по диапазону (высокие, средние, низкие)



Модуль «Народное музыкальное искусство»

ПРЕДЛАГАЮ ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в «Народное музыкальное творчество»
ПРЕДЛАГАЮ ДОПОЛНИТЬ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ этого модуля:
+сочинять попевки, частушки, потешки
+импровизировать на народных инструментах на заданную тему (под темой имеется в виду как музыкальная тема, так и смысловое направление)
+ знать музыкальные игры и хороводы, уметь станцевать простые движения народного танца
+понимать разнообразие мирового фольклора;
+знать музыкальные сказки и музыкальные инструменты народов мира
+умение услышать разницу между разными музыкальными культурами

ДОПОЛНЕНИЯ в Модуль «ЭТМ»

ПРЕДЛАГАЮ ПЕРЕИМЕНОВАТЬ этот модуль на «Музыкальную грамоту», тк. ЭТМ включает в себя более широкий спектр знаний. Этот модуль можно расширить и продлить обучение по нему в 5-8 классах.

ПРЕДЛАГАЮ ДОПОЛНИТЬ МОДУЛЬ знакомством с основными размерами (марш=4\4, полька 2\4, вальс 3\4); в том числе знакомство с разными ритмами через ТАНЕЦ, простые танцевальные ритмические движения.

ПРЕДЛАГАЮ УТОЧНИТЬ ТРЕБОВАНИЯ к письменным работам: уровень сложности освоения музыкальной грамоты 1-2 класс ДШИ


ПРЕДЛАГАЮ ОБОЗНАЧИТЬ ОСОБО понимание самого принципа нотирования звуков: знакомить детей с различными видами партитур, графическими партитурами, сравнивать разные системы нотации, придумать свою нотацию и названия знаков.

завышенные требования

Согласна с коллегами, которые считают завышенными следующие требования: Модуль «Элементарная теория музыки».

− исполнять простые интервалы и трезвучия;

− различать интервалы в пределах октавы и находить их в музыкальном материале;

− исполнять по нотам песни с простым мелодическим рисунком.

Исходя из многолетней практики работы в общеобразовательной школе, могу констатировать, что в классах, где лишь два-три человека имеют музыкальный слух, данные требования выполнить невозможно. Унисонный чистый звук в обычном классе начальной школы - уже победа.

КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ВЫ СЧИТАЕТЕ ЛИШНИМИ? ПОЧЕМУ?

Модуль «Элементарная теория музыки»

Эти требования больше подходят для музыкальной школы.

Элементарная теория музыки

Нет ничего нелепого в требованиях изучать нотную грамоту, интервалы, играть и петь по нотам. Но КАК ОЦЕНИВАТЬ тех учеников, чьи родители не считают нужным покупать нотную тетрадь и не контролируют своего ребёнка, который "не написал строчку ноток или интервалов"? И какой практический выход имеют данные умения, кроме как изучение ЕЩЕ ОДНОГО ЯЗЫКА, не менее сложного, чем иностранный. Также КАК ОЦЕНИВАТЬ ученика, не обладающего музыкальным слухом и не отличающего терцию от кварты?

При этом сложность предмета музыка равна 1, то есть музыка является самым лёгким школьным предметом.

Да, творческие/рабочие тетради на печатной основе требовать покупать НЕЛЬЗЯ. Поэтому требования по теории музыки считаю невыполнимыми при 1 часе в неделю без закрепления и повторения, в том числе и в индивидуальном порядке.


Ностальгия по искусству

1.«Образовательные организации вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета «Музыка».

Если данное условие связано с выбором разных УМК по предмету, когда действительно авторы программ решают «в каком порядке» и «сколько», тогда все понятно. Но, если подразумевается, что «внутри» УМК (т.е. даже при наличии учебника) ОУ может принимать подобные решения, то последствия могут оказаться печальными и с точки зрения преемственности (НОО и ООО), и качества уроков, и при переходе ученика в другое ОУ и т.п. Может быть, в этом месте какое-то уточнение добавить? Иначе есть опасность возникновения «содержательной анархии».

2.Как специалист, имеющий большой стаж преподавания и уроков музыки и уроков искусства, глубоко убеждена, что ОЧЕНЬ правильно, логично и с большим КПД происходил переход от уроков музыки и ИЗО к урокам «Искусство» в 8-9 классах. У авторов программы по музыке и искусству Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской, на мой взгляд, это получилось великолепно!Крайне печально, что такой качественный и полноценный УМК «испортили». В 8-ых классах уроки ИЗО и музыки очень трудно давать, т.к. подавляющее большинство современных детей психологически уже «перерастают» коллективную исполнительскую деятельность (пение и рисование). Думаю, что, если уж "модули и часы" можно на свое усмотрение определять, то и выбор предмета "Искусство" (вместо урока ИЗО и музыки в 8-9 классах) также можно было бы ОУ разрешить.

Реальность и КПД

1.Считаю, данные предметные результаты не возможно достичь при реально существующих условиях материально-технического обеспечения урока музыки в обычном общеобразовательном учреждении и при реальной наполненности классов обучающимися. На уроках музыки в ОУ готовят не «исполнителей», а «слушателей».Формируют ОБЩУЮ культуру с акцентом на духовно-нравственное воспитание и развитие эмпатии. Поэтому, в принципе, не вижу никакой необходимости тратить время урока на достижение следующих «узкоспециализированных» результатов:

НОО

Модуль «Элементарная теория музыки»

− соотносить названия нот, их расположение на нотном стане (нотоносце) с клавишами фортепианной клавиатуры;

- исполнять простые интервалы и трезвучия;

− различать интервалы в пределах октавы и находить их в музыкальном материале;

− исполнять по нотам песни с простым мелодическим рисунком.

Модуль «Хоровая музыка»

− исполнять простейшие мелодические каноны по нотам;

Модуль «Разновидности оркестров»

-исполнять в составе ансамбля детских музыкальных инструментов мелодии выученных песен, ритмические партитуры.

ООО

Музыка. 1) Музыка:

13) умение исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

2. Не считаю возможным осознать смысл данного утверждения:

Модуль «Сценические жанры музыкального искусства»

-интонационно исполнять произведения вокальных жанров

Может, интонационно-выразительно????