Физическая культура: требования к результатам ФГОС НОО

Сроки проекта: c 29 марта по 29 апреля

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы начального общего образования распределены по модулям без привязки к частям предмета и годам обучения.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, частей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

Альтернативное предложение по содержанию и результатам обучения в предметной области в начальной школе - ФГОС НОО

Предлагается внести изменения в пункты разделов ФГОС НОО в части физической культуры (Приложения 9). Изменения касательно итогов обучения очень важны, именно они формируют понимание значения и содержания учебного предмета "Физическая культура".

Необходимо сохранить разделы предмета 1)Знания о физической культуре 2) Способы физкультурной деятельности 3) Физическое совершенствование. Это принципиальный подход. Нельзя смешивать в содержании стандарта образования физическую культуру и спорт. В общем образовании учебный предмет должен строиться на академическим подходе физического воспитания. Такой подход позволит всем детям страны получить правильное физическое развитие. Смешение физической культуры и спорта через модульное обучение невозможно, т.к. задачи физической культуры и спорта различны. Спорт должен развиваться в дополнительном образовании. Если включать спорта в урок физкультуры, необходимо учитывать государственные стандарты спортивной подготовки, где указывается минимальный возраст начала занятий начальной подготовкой и количество человек в группе.

Альтернативный вариант ФГОС НОО :

Приложение 9

Предметные результаты освоения первого года изучения учебного предмета «Физическая культура» должны отражать сформированность знаний и умений:

1) Знания о физической культуре

- определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, в том числе, в рамках игровой деятельности; различать основные предметные области физической культуры: гимнастика, игры, туризм, спорт

- определять и кратко характеризовать гимнастику, как специально подобранные и правильно выполняемые физические упражнения, направленные на сохранение и укрепление здоровья, всестороннее и равномерное физическое развитие, формирование и совершенствование движений человека; характеризовать значение занятий физическими упражнениями в распорядке дня для здоровья, хорошего настроения, учебы, отдыха.

- формулировать правила составления распорядка дня, знать принципы личной гигиены, требования к одежде и обуви для занятий гимнастическими упражнениями в зале и на улице;иметь представление о здоровом образе жизни, о важности ведения активного образа жизни;знать и формулировать основные правила безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями (в спортивном зале, на спортивной площадке);

- знать и формулировать простейшие правила закаливания и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, уметь применять их в повседневной жизни; понимать и раскрывать значение регулярного выполнения гимнастических упражнений для гармоничного развития;знать и описывать формы наблюдения за динамикой развития гибкости и координации

2) Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровьеформирующими упражнениями гимнастики

-выбирать гимнастические упражнения для формирование стопы,осанки в положении «стоя», "сидя" и при ходьбе;выбирать и уметь составлять комплексы упражнений общей, партерной разминки и разминки у опоры для выполнения определенных задач, включая формирования свода стопы, определенной группы мышц, развития гибкости позвоночника, увеличения подвижности суставов. Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью

- составлять и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением утренней гимнастки, физкультминуток, регулярных упражнений гимнастики; измерять и демонстрировать в записи индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их значения со стандартными значениями.

Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты, строевые упражнения

- участвовать в базовых развивающих подвижных ролевых играх с заданиями на выполнение движения под музыку, изображение движением или гимнастическим упражнением (элементом гимнастического упражнения) типовых движений одушевленных предметов;спортивных эстафета с гимнастическим предметом и без него с ролевым участием обучающихся;выполнять игровые задания; общаться и взаимодействовать в игровой деятельности

3) Физическое совершенствование

- демонстрировать технику выполнения: гимнастического шага, мягкого бега;гимнастических упражнений на развитие гибкости, координационных и скоростных способностей; акробатических упражнений: группировка в приседе из положения сидя на полу, из положения лежа на спине; кувырки в сторону; подводящих упражнений к упражнениям на развитие гибкости: продольный шпагат; «мост» из положения лежа;

- демонстрировать технику выполнения упражнений с гимнастическим предметом для развития моторики, координационных способностей. Скакалка: захват и удержание скакалки; вращение перед собой скакалки, сложенной вдвое, кистью выпрямленной руки вправо и влево; скачки с проходом в скакалку, вращая ее вперед (толчком с 2-х ног). Мяч (попеременно обеими руками): баланс (правильное удержание мяча на мяча на ладони попеременно каждой рукой ( без захвата пальцами и прижимания к предплечью и другим частям тела) и передача мяча перед собой из выпрямленной руки в выпрямленную руку ; одиночный отбив мяча каждой рукой попеременно; прыжков (попеременно с каждой ноги): ноги вместе (с выпрямленными ногами,с согнутыми ногами), "разножка" вперед и в сторону;танцевальных шагов с выполнением в обе стороны: подскоки вперед, назад; галоп под ритм,(счет).

- демонстрировать навыки выполнения равновесия (попеременно каждой ногой): колено вперед и колено в сторону; нога вперед горизонтально не менее 90 градусов (у опоры и без опоры);поворотов: повороты (в обе стороны) на двух и одной ноге; непрерывная цепочка поворотов на двух ногах;

- демонстрировать универсальные умения по самостоятельному контролю выполнения упражнений с учетом индивидуальной нагрузки, дозировки, правильного дыхания; выявлять и формулировать характерные ошибки при выполнении упражнений.

Предметные результаты освоения второго года изучения учебного предмета «Физическая культура» должны отражать сформированность умений:

1) Знания о физической культуре

- определять и кратко характеризовать принципы составления комплекса упражнений для развития основных физических качеств и способностей: гибкость, координационные и скоростные способности;описывать технику выполнения изученных гимнастических упражнений по видам разминки; отмечать и демонстрировать запись параметров динамики развития физических качеств и способностей: гибкость, координационные и скоростные способности ;

- кратко излагать историю рождения Олимпийских игр, называть имена российских олимпийских чемпионов в выбранном виде спорта; перечислить не менее 5 олимпийских видов спорта (отдельно зимних, летних);излагать общее представление оГТО, называть ступени ГТО;

- определять и кратко характеризовать умение передвигаться на лыжах и плавать, как жизненно важные навыки;перечислять основные лыжные ходы, объяснять технику выполнения поворотов, спусков и подъемов на лыжах;понимать и раскрывать правила поведения на воде, поведение в экстремальной ситуации и перечислять основные стили плавания;

- формулировать правила проведения водных процедур, воздушных и солнечных ванн; гигиенические правила при выполнении физических упражнений, во время купания и занятий плаванием;

2) Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровье формирующими упражнениями гимнастики

- моделировать комплексы общеразвивающих упражнений гимнастики с учетом их цели: для общей разминки- увеличения подвижности суставов ног и рук; для партерной разминки на заданную тему: упражнения для формирования определенной группы мышц нижних конечностей и спины; упражнения для развития гибкости позвоночника; упражнения для развития эластичности определенной группы мышц и увеличения подвижности суставов нижних конечностей; для разминки у опоры на заданную тему: упражнения для укрепления коленных и голеностопных суставов; упражнения на развитие равновесия; упражнения на развитие координационных способностей; отбирать и составлять комплексы упражнений для разминки перед занятиями плаванием и занятиями на лыжах;

- устно описывать технику контроля за соблюдением осанки и правильной постановки стопы при ходьбе; характеризовать основные показатели физических качеств и способностей человека: гибкость,выносливость, координационные и скоростные способности, и перечислять возрастные категории для эффективного их развития

- составлять правила проведения спортивных эстафет и развивающих подвижных игр; принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности; оцениватьправила безопасности в процессе выполняемой игры;

- пересказывать тексты по истории гимнастики в России, олимпийских игр.

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью

- составлять письменно и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением утренней гимнастки, физкультминуток, регулярных упражнений гимнастики; измерять, сравнивать динамику развития физических качеств и способностей: гибкость, координационные и скоростные способности; измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений при выполнении упражнений с различной нагрузкой;

Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты, командные перестроения

- преобразовывать и участвовать в развивающих подвижных играх, спортивных эстафетах, устанавливать ролевое участие членов;выполнять ролевые задания в спортивных эстафетах: участник команды, капитан команды, организатор эстафеты, судья;выполнять перестроения из одной шеренги в две, из двух в одну, из колонны по одному в колонну по два; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры, с выполнением команд; размыкание и смыкание приставными шагами, команды.

3) Физическое совершенствование

- демонстрировать технику перемещения гимнастическим шагом; "мягким" бегом вперед, назад; прыжками; подскоками, галопом

- демонстрировать технику выполнения новых гимнастических упражнений на развитие гибкости,координационных, в том числе меткости, и скоростных способностей,пространственного воображения. Скакалка: вращение скакалки в различных плоскостях (горизонтальная, боковая, лицевая); попеременные скачки вращением скакалки вперед с толчком одной ноги (попеременно). Мяч: перекаты мяча по руке, с одной руки на другую через грудь; круговые вращения мяча двумя руками перед собой попеременно тыльной стороной и ладонями; бросок мяча вперед (в сторону) на ход шага и ловля; многократные отбивы мяча ладонью; передача мяча партнеру броском одной руки (попеременно) и ловля одной рукой; броски мяча в заданную цель в игровых заданиях

- демонстрировать:равновесие на одной ноге - нога назад горизонтально ("Ласточка) попеременно на каждой ноге; равновесие в полуприседе на приподнятой стопе - нога вперед; прыжки:прыжки вперед с согнутыми во время полуповорота ногами ( в обе стороны); прыжок в группировке с полуповоротом всего тела толчком двумя ногами ( в обе стороны); поворот с опорой или без опоры на одной ноге (попеременно) колено вперед (в сторону); поворот на одной ноге (попеременно), другая нога вперед горизонтально;

- демонстрировать технику танцевальных элементов и движений: элементы русских танцев "Припадания", "Ковырялочка" с каждой ноги попеременно

- демонстрировать универсальные умения при выполнении акробатических упражнений: группировка и кувырки в сторону (попеременно в каждую сторону) упражнения; подводящие упражнения к шпагату и шпагат; подводящие упражнения к выполнению упражнения "мост" и выход из моста ( из положения лежа или сидя).

- демонстрировать универсальные умения[1]:стойка на лыжах – основная, высокая, низкая; ступающий и скользящий шаги без палок и с палками; повороты переступанием на месте, подъем лесенкой, спуски в высокой стойке; передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом.

- демонстрировать универсальные умения плавания одним из стилей на выбор[2].

Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Физическая культура» должны отражать сформированность умений:

1) Знания о физической культуре

- формулировать задачи физической культуры и их отличие от задач спорта; представлять структуру олимпийского движения в мире и в нашей стране;излагать правила здорового физически активного образа жизни; знать и объяснять что такое физическая нагрузка, ее влияние на формирование мышечной массы, рост, работу внутренних органов; уметь объяснять основные принципы организации самостоятельных занятий;

- выполнять письменно задания на составление комплекса упражнений на развитие определенных физических качеств и способностей;находить и представлять материал по заданной теме; устно перечислять возможности физических упражнений для формирования и укрепления здоровья, для тренировочных занятий вида спорта (по выбору), для развития памяти, разговорной речи, мышления;

-объяснять технику изученных упражнений гимнастики, акробатики; формулировать основные правила безопасного поведения на занятиях по физической культуре;

- рассказать об общем строении человека, называть основные части костного скелета человека и основные группы мышц;

2) Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровье формирующими упражнениями гимнастики

-самостоятельно проводить с одноклассниками один из видов гимнастической разминки по специально подготовленному комплексу;демонстрировать комплексы гимнастических упражнений по целевому заданию; демонстрировать технику выполнения разученных упражнений (по заданию не менее 10 );

-организовывать проведение подвижных развивающих игр и спортивных эстафет(на выбор)

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью

-определять максимально допустимую нагрузку (амплитуду движения) при выполнении упражнения; оценивать и объяснять меру воздействия того или иного упражнения (по заданию) на основные физические качества и способности.

Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты

- выполнение игровых заданий на основе правил игровых видов спорта: футбол, бадминтон, регби, гольф;выполнение ролевых заданий по организации и проведению спортивных эстафет с гимнастическим предметом(организатор эстафеты, главный судья).

3) Физическое совершенствование

-демонстрация приемов выполнения связки танцевальных шагов, поворотов, гимнастических и акробатических упражнений; сочетания гимнастических и акробатических упражнений, в том числе: стойка на лопатках и выход из положения стойки на лопатках переворотом назад

- демонстрация поворотов с опорой на одну ногу (попеременно, по часовой и против часовой стрелки), серия поворотов на 180 градусов; прыжков:«ножницы» (вперед,назад);прыжок вперед с согнутыми во время полуповорота ногами, толчком с одной ноги; прыжок в группировке с полуповоротом всего тела толчком двумя ногами; прыжок «подбивной» толчком двумя ногами и с разбега;равновесия у опоры и без опоры с поднятием одной ноги на 90 градусов вперед, в сторону, назад;гимнастического шага, "мягкого бега" ;бега с полным проходом во вращающуюся вперед скакалку; высокие прыжки вперед/назад через вращающуюся скакалку;танцевальных шагов и движений парами: шаги галопа в парах, шаги польки в парах;поворота на 180 градусов во время броска гимнастического мяча вверх,

-демонстрация подъема «полуелочкой» и «лесенкой» по пологому склону на лыжах и спуска в низкой стойке[3].

- плавание выбранным стилем 50 м[4]

Предметные результаты освоения четвертого года изучения учебного предмета «Физическая культура» должны отражать сформированность знаний и умений:

1) Знания о физической культуре

Ответить правильно на тестовые задания по материалам учебного предмета

2) Способы физкультурной деятельности

Демонстрировать по заданию технику разученных упражнений гимнастики (не менее 10), акробатики (не менее 10)

3) Физическое совершенствование

Выполнить:

- наклоны с касанием кончиками пальцев рук пола в положении стоя или касанием кончиками пальцев рук пальцев стопы в положении сидя на полу

-серию поворотов (не менее 5 в каждую сторону)

- прыжок толчком с двух ног,согнутых в коленях, и поворотом на 90 градусов ( попеременно в каждую сторону)

- равновесие на одной ноге без опоры, вторая нога вперед на 90 градусов (попеременно каждой ногой)

- прыжки через скакалку вперед и назад ( по 5 прыжков в каждую сторону)

- поворот на 180 градусов в период броска мяча вверх одной рукой и его ловли (попеременно в каждую сторону)

-сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, мин.количество раз -мальчики -10, девочки-5

-комбинацию, включающую гимнастическое упражнение, танцевальный шаг (элемент), акробатическое упражнение



[1] при условии наличия снежного покрова

[2] при отсутствии материально-технических и кадровых возможностей в образовательном учреждении использовать возможности спортивных объектов во внеурочное время

[3] при условии наличия снежного покрова

[4] при отсутствии материально-технических и кадровых возможностей в образовательном учреждении использовать возможности спортивных объектов во внеурочное время



1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны

Похожие предложения

Предложения по изменению/дополнению содержания ФГОС НОО в п. 36. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях На стр.50 п. 36.9. Физическая культура:
0 доработок
Предложения по изменению/дополнению содержания ФГОС НОО в Приложение 9.Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Физическая культура», выносимым на промежуточную аттестацию
0 доработок
Предложения по изменению/дополнению содержания ФГОС НОО в Приложение 9.Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Физическая культура», выносимым на промежуточную аттестацию (включить в содержание раздела "Способы физкультурной деятельности")
0 доработок
В содержание раздела "Плавание" Предложения по изменению/дополнению содержания ФГОС НОО в Приложение 9.Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Физическая культура», выносимым на промежуточную аттестацию
0 доработок
Раздел"Гимнастика" - Предложения по изменению/дополнению содержания ФГОС НОО в Приложение 9.Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Физическая культура», выносимым на промежуточную аттестацию
0 доработок